Промышленность Германии испытывает трудности как минимум с 2017 года, но последние 2 года дались ей особенно тяжело, говорится в статье агентства Bloomberg. США постепенно удаляются от Европы и превращаются в мощного конкурента, Китай сокращает импорт немецких товаров и все напористее экспортирует собственную продукцию. «Последним ударом» для многих производителей из ФРГ, по выражению авторов статьи в Bloomberg, стал разрыв энергетического сотрудничества с Россией. Самым безобидным последствием стало сокращение инвестиций в развитие, более уязвимые к стоимости энергии компании сокращают персонал или переносят мощности в другие страны, в худшем случае производство просто закрывают. «Честно говоря, особой надежды нет, я действительно не уверен, что мы сможем остановить эту тенденцию. Многое необходимо поменять и очень быстро», — приводит Bloomberg слова генерального директора GEA Group AG Стефана Клеберта, поставщика систем и компонентов для пищевой промышленности, производства напитков и фармацевтики. «Немецкая промышленность утрачивала свои преимущества в течение последних 20 лет, — уточняет Леонид Хазанов. — А за последние 2 года этот процесс значительно ускорился».
Экономика Германии на 20% формируется за счет промышленного производства. Это очень высокий показатель, и спад в этом секторе неизбежно отражается на всем национальном ВВП — в 4-м квартале 2023 года он сократился на 0,3% по сравнению с 3-м кварталом. При этом производство в обрабатывающей отрасли в 2023 году сократилось на 1,5%, энергоемкое производство в целом упало на 10,2%, а показатели химической индустрии рухнули в прошлый век — они оказались на уровне 1995 года. «Сначала индустрию Германии сильно потрепала система торговли квотами на выбросы углекислого газа, это ударило в первую очередь по металлургической отрасли, — объясняет Хазанов. — Потом большие убытки понесли немецкие корпорации при вынужденном уходе из России, на заказах из нашей страны „сидело“ множество крупных и мелких компаний ФРГ».
Но основной удар нанесло падение поставок сравнительно дешевых российских энергоресурсов, замещать пришлось более дорогим импортом из других стран, что очень больно ударило по немецкой промышленности. «Даже сейчас, при относительно низких ценах на газ в Европе энергия остается дорогой, — напоминает Хазанов. — И даже флагманы экономики вроде BASF рискуют свалиться в банкротство. Поэтому если Германия еще не утратила статуса промышленной сверхдержавы, то скоро это вполне может произойти». Словно подтверждая экспертное мнение, руководство крупнейшего в мире химического концерна BASF объявило о грядущем сокращении 2,6 тыс. рабочих мест, а в целом почти 10% химических компаний Германии планируют остановку производственных процессов.
Экономические проблемы немцев могут неожиданно превратиться в преимущества для России. «У нас набирает оборот процесс импортозамещения, те товары и оборудование, которые мы раньше закупали в Европе вообще и в ФРГ в частности, теперь во многом производятся отечественными производителями. Уход немецких компаний из России подтолкнет к развитию наше автомобилестроение, фармацевтику, химическую промышленность и некоторые прочие отрасли. Пока мы еще не насытили внутренний спрос, но со временем, не исключено, удовлетворив потребителей в России, мы даже начнем экспортировать технологичную продукцию в ту же Германию», — заключил эксперт.
Ранее эксперты специально для aif.ru рассказали, что под влиянием дорогой энергии европейские производители удобрений сократили производство, в результате аграрии стран Евросоюза вынуждены наращивать закупки в России.