Подразделения армии США направленным взрывом ликвидировали конструкции моста в Балтиморе, который был частично разрушен в марте 2024 года. Взрыв стал частью операции по ликвидации последствий тарана контейнеровоза «Дали».
Мост имени автора гимна
Открытый в 1977 году мост был назван в честь Фрэнсиса Скотта Ки, автора текста государственного гимна США.
Арочный мост из стальных ферм проходил через реку Патапско и гавань Балтимора. Главный пролет моста в 366 метров был третьей по длине подобной конструкцией в мире. Мост считался частью Мэрилендского маршрута 695, представляющего из себя кольцевую дорогу вокруг Балтимора.
Общая длина четырехполосного моста составляла 2,6 км, ежегодно по нему проезжали более 11,5 млн автомобилей. Мост был платным объектом Транспортного управления Мэриленда.
По данным CNN, порт Балтимора, который обслуживал мост, обработал более 52 млн тонн международных грузов на сумму более 80 млрд долларов, что является девятым по величине показателем среди портов США. Порт обеспечивает 15 330 рабочих мест, а также 139 180 связанных с ним рабочих мест в Мэриленде.
Удар «Дали»
Около 1:30 ночи 26 марта контейнеровоз «Дали» врезался в одну из опор моста, вслед за этим произошло обрушение его конструкций.
Столкновение с юго-западной главной опорой разрушило её, обрушив весь основной пролёт моста. Поскольку для сохранения целостности непрерывному ферменному мосту необходимо опираться на свою общую структуру, то когда южный и центральный пролёты рухнули, вскоре последовало обрушение северного пролёта.
Эксперты пришли к выводу, что защита моста от столкновений не была рассчитана на подобную нагрузку. Причиной самого столкновения стал отказ двигателя с последующей потерей управления судном.
Жертвами катастрофы стали шесть рабочих, находившихся на мосту в момент тарана.
Президент США Джо Байден распорядился оказать помощь Балтимору, чтобы разрешить кризис в кратчайшие сроки. Однако задача оказалась не из легких.
«Важная веха» в тротиловом эквиваленте
Вопреки первым сообщениям, контейнеровоз «Дали» остался на плаву, несмотря на полученные повреждения. Покинуть место ЧП судно не могло не только из-за отказа двигателя, но и из-за массивной части конструкций разрушенного моста, упавшей на «Дали».
Задачу разблокирования поручили Инженерному корпусу армии США. Взрывотехники провели операцию по подрыву обломка моста общим весом в 4000 тонн.
Американский генерал-лейтенант Скотт Спеллмон заявил: «Мы достигли важной вехи». Взрыв моста открывает дорогу к эвакуации поврежденного судна, что должно открыть доступ к порту Балтимора. Этого результата американские военные намерены достичь до конца мая 2024 года.
Одновременно готовится юридическая тяжба в отношении ответственных за кризис, финансовая стоимость которого измеряется миллиардами долларов.
Кто виноват, скажи-ка, брат?
Но кто в итоге понесет ответственность, сейчас сказать сложно.
В начале апреля судовладелец Grace Ocean Private Ltd. и управляющая судном Synergy Marine из Сингапура подали в окружной суд США ходатайство об ограничении своей ответственности 43,7 млн долл. на основе закона 1851 года, который позволяет судовладельцу ограничивать финансовый ущерб в основном стоимостью судна после крушения, если установлено, что владелец не виновен.
По данным Минтранса США, ежедневный убыток от крушения моста в Балтиморе составляет около 200 млн долларов. Нетрудно подсчитать, что за 50 дней с момента катастрофы он достиг уже как минимум 10 млрд долларов. Но некоторые считают, что потери еще значительнее.
«Ломать — не строить»: на новый мост уйдет 2 миллиарда и 4 года
Первоначально эксперты предполагали, что восстановление моста может обойтись в сумму от 400 млн до 1 млрд долларов, а сроки назывались от 18 месяцев до нескольких лет.
Сейчас финансовая оценка стоимости работ выросла — говорят, что это обойдется в 1,7-1,9 млрд долларов. Что касается сроков, то возвести новое сооружение собираются к осени 2028 года.
В самих Соединенных Штатах происходящее пользователи соцсетей оценивают довольно едко, отмечая, что нация, позиционирующая себя лидером по части инженерной мощи, семь недель занималась ликвидацией последствий крушения только на словах.
Что до успеха взрыва, то уже после теракта на «Северных потоках» все убедились, что США существуют согласно поговорке «Ломать — не строить».