В конце ушедшего года и в первых числах нового как серьёзные аналитики, так и предсказатели всех мастей обрушили на умы россиян множество прогнозов. Правду о том, что будет завтра или даже через год, предпочитали не говорить.
Сдержанность предсказателей понятна. Проще и безопасней гадать о будущем мироустройстве. Но и на этом поприще вопросов больше, чем ответов. Будет ли усиливаться или, напротив, сокращаться влияние США и Китая в мире? Сможет ли Европа избавиться от политического и финансового доминирования Америки, не превратится ли в 51-й штат США? И, наконец, какие ресурсы сможет мобилизовать Россия, чтобы в условиях нарастающих международных санкций сохранить своё место в числе ведущих мировых держав?
Некоторые российские эксперты и СМИ любят цитировать западных политиков (главным образом отставных), что Европа, дескать, «начала уставать» от Украины. Но, судя по уже объявленным программам помощи Киеву, усталость если и есть, то мало влияет на реальную политику. Ослабление России остаётся стратегическим приоритетом Запада. Экономика США радостно пожинает плоды отключения России от европейского нефтегазового рынка. Инфляция и безработица падают. Американская элита настроена на продолжение конфронтации.
Сценарий полного разрыва
Нашей дипломатии в Европе приходится работать в недружественном пространстве. Компартии и профсоюзы, которые в послевоенные десятилетия во многом обеспечивали там поддержку «миролюбивой политики СССР», былое влияние потеряли. «Мягкая сила» России в силу гонений на русскую культуру перестала работать. Да, европейцы обеспокоены перерастанием украинского конфликта в большую войну. Тем не менее более 70% из них высказываются за расширение санкций.
В Европе почти не осталось партий и общественных организаций, которые были бы готовы открыто противостоять антироссийским веяниям. Возможный полный разрыв дипломатических отношений между Москвой и Западом в этих условиях больше не кажется чем-то экстравагантным. Из европейских столиц выдворено уже более 400 российских дипломатов.
Вчитываясь в последние новости
В этой ситуации россияне (судя по опросам социологов) в массе своей поддерживают действия властей и военную операцию. Отдельные эмоциональные протесты, отъезды за границу театральных знаменитостей картины не меняют.
Но в отношении завтрашнего дня в мозгах населения — большое смятение. Никогда ещё россияне так внимательно и так тревожно не всматривались и не вчитывались в последние новости. Все ждут хороших, внушающих оптимизм событий. Из Кремля, из Госдумы и Совета Федерации идут заверения, что «цели специальной операции будут выполнены».
Но вопросы к власти остаются. В том числе и относительно сроков. Укладываясь спать после бодрящих вечерних новостей по Первому каналу, многие задаются одним и тем же вопросом: «КОГДА?»
Невольно вспоминается знаменитый роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Действие в нём разворачивается в течение всего одного дня. Но по глубине трагических воспоминаний, всплывающих в памяти участников, роман растягивается на целую жизнь.
Трудности оценок
Многие вспоминают слова Владимира Путина о том, что «мы ещё по-настоящему и не начинали». В ожидании «коренного перелома» населению приходится довольствоваться информацией тактического масштаба. Что, например, стоит за назначением Герасимова «главным по спецоперации». Какие населённые пункты перешли в течение недели из рук в руки. Насколько реалистичны заявления Киева о возможности весеннего наступления...
После взятия Соледара появились оптимистические прогнозы относительно того, что этот успех открывает дорогу к победе. Однако обстрелы ВСУ городов в ДНР и ЛНР не прекращаются. Запад демонстрирует полную политическую, финансовую и военную поддержку Киеву.
И всё более очевидным становится то, что России приходится сражаться не столько с Украиной, сколько со всем НАТО. А там, как известно, 30 стран.
* * *
От некоторых высших должностных лиц мы слышим успокаивающее: «Всё идёт по плану». Но похоже, что у киевских властей тоже есть планы. И нынешний неспешный ход событий их скорее устраивает. Но устраивает ли Россию?
И ситуация «и дольше века длится день» перспектив будущего не проясняет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции