В начале февраля президент Украины Пётр Порошенко внёс на рассмотрение Верховной Рады проект законопроекта «О воинской обязанности и военной службе». Текст документа доступен на официальном сайте украинского парламента, он был одобрен профильным комитетом, а в четверг, 18 февраля, принят Верховной Радой сразу в целом.
Согласно пояснительной записке, проект закона призван закрепить на законодательном уровне возможность принятия «оперативных решений, касающихся комплектования вооружённых сил Украины и других военных формирований в случае значительного изменения военно-политической ситуации в стране». Теперь предусматривается возможность начала призыва и его сроки указом президента, а не путём обозначения этих сроков заранее. Таким образом, призыв становится внезапным для граждан, этакой приятной неожиданностью.
По ранее действующему законодательству, для того чтобы организовать массовый призыв в вооружённые силы, положим, в 2016 году, Порошенко необходимо было обозначить сроки этого призыва не позднее декабря 2015 года. Текст указа должен был быть опубликован в СМИ. Теперь от этого предлагается отказаться в силу, в частности, того, что потенциальные призывники при действующих правилах просто успевают скрыться от военкомата, иногда даже на территории России, то есть предполагаемого агрессора.
Предполагалось, что 7-я волна мобилизации должна была начаться на территории Украины 20 февраля. Однако ни в январе, ни в декабре соответствующий указ не был подписан, а следовательно, начать мобилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства уже не получится. Для этого и понадобился новый закон, который позволяет провести мобилизацию внезапно, не предупреждая никого об этом заранее.
Тем самым можно убить сразу двух зайцев: и мобилизацию провести, когда душеньке будет угодно, и не дать возможности разбежаться новобранцам по вражеской территории. Кроме того, в первые месяцы 2016 года домой должны вернуться ранее мобилизованные граждане, и их место, соответственно, должен будет кто-то занять.
Но есть и другой аспект такого подхода, который нельзя оставить без внимания. А именно — с какой целью Украине может понадобиться новый масштабный призыв? Минские соглашения с пунктом про прекращение огня пока никто не отменял. Если же Киев примет закон об оперативной мобилизации, то это будет означать только одно — эскалацию конфликта на Донбассе. В принципе, большинство экспертов и так не исключают того, что Киев может пойти в новое наступление, несмотря ни на какие Минские соглашения и призывы Запада к выполнению взятых на себя обязательств.
Да и используемые в законе формулировки тоже не случайны: «В случае существенных изменений военно-политической обстановки в государстве». Как Киев умеет находить «агрессора» в нужные моменты даже там, где его нет, всем уже известно.
Кроме того, единственный путь сохранения власти для Порошенко — это поддержание вялотекущего военного конфликта, считает министр иностранных дел ДНР Александр Кофман.
«Полная деэскалация и исполнение Минских соглашений может повлечь за собой смену власти и трибунал над Порошенко и правительством Украины. Так что ему необходимо поддерживать этот конфликт, и как раз с этой целью предпринимаются все подобные шаги», — заявил Кофман.
Однако, по его словам, принятие закона ещё не говорит о том, что уже завтра будет объявлена 7-я волна мобилизации, необходимо в очередной раз показать своим гражданам, что идёт война. На протяжении уже почти двух лет именно такая риторика помогает украинской власти оправдывать абсолютно провальную внутреннюю политику и ужасное состояние экономики и социальной сферы.
Напомним, практика призыва срочников была отменена на Украине в 2013 году, Киев тогда заявил о желании набрать профессиональную армию и исключительно из контрактников. Но с началом АТО на Донбассе призыв снова был возобновлён. Кроме того, за 2014 и 2015 годы на Украине прошли 6 волн всеобщей мобилизации.