Власть «Фрайкора». В Харькове неонацисты устроили травлю женщины-педагога

Харьковская государственная академия культуры. © / Commons.wikimedia.org

​«На Украине нет никаких фашистов», — частенько заявляют политические и общественные деятели Незалежной, а также российские либералы. А вот украинский телеканал «Дом», вещающий на ДНР и ЛНР, утверждает мягче: есть, мол, такие, но они совершенно ни на что не влияют.

   
   

«Ничего за 30 лет сами не сделали и не научились»

Примеры подобного «невлияния» на территориях, контролируемых киевским режимом, можно собирать ежедневно. Очередная громкая история развивается в настоящее время в Харькове, где праворадикалы устроили травлю преподавателя Харьковской государственной академии культуры Натальи Семейкиной.

Как водится в последнее время, поводом для нападок стала публикация в интернете. А если быть совсем точным, дискуссия, развернувшаяся в одной из социальных сетей. Волонтер благотворительного фонд «Харьков с тобой» Ребекка Бека на своей странице в соцсети разместила репост публикации журналиста Александра Михельсона, суть которой сводится к тому, что только «полезные идиоты» на Украине могу считать, что Путин в конфликте на Донбассе пытается защищать интересы русскоязычных. Семейкина, комментируя публикацию, об истоках конфликта высказалась так: «Полезли на Донбасс Турчинов и вся банда. У меня там полно студентов, которые пишут правду. Хорошо, что есть Путин, может всех не добьют».

Разумеется, это немедленно привело в ярость украинских интернет-патриотов, которые стали сыпать обвинениями в адрес женщины. Но она, тем не менее, отступаться от своих взглядов не желала: «Надо еще заслужить называться ватой, поскольку у вас и таких определений не будет. Ничего за 30 лет сами не сделали и не научились. Только оскорблять и кричать кричалки. Сотворите что-то такое, чтобы из страны никто никуда не сбегал, нормально трудился, учился и лечился. Особенно если с интеллектом не слишком».

«Вата в голове? Нет места на кафедре»

При этом характер реплик таков, что становится понятно — изначально Семейкина дискутировала с теми, кого знает лично. Но эту историю быстро подхватили те, кто преподавательницу вуза не знает вообще. Ряд харьковских СМИ, а затем и ведущих изданий страны опубликовали информацию о словах женщины. Портал «Диалог», например, сделал это под таким заголовком: «„Хорошо, что есть Путин“, — доцент харьковского вуза Семейкина рассказала „правду“ о войне».

Вслед за этим у стен Харьковской государственной академии культуры провели акцию члены организации «Фрайкор», пришедшие с баннером: «Вата в голове? Нет места на кафедре».

В Telegam-канале «Фрайкора» появилось требование уволить Семейкину: «На 7-м году войны академия КУЛЬТУРЫ становится убежищем для ватных „доцентов“ путинофилов, какой культуре они учат будущее нашего государства — украинских студентов? Бойцы фрайкора провели предупредительную акцию перед академией культуры. Мы требуем немедленного увольнения Натальи Семейкиной из Харьковской государственной академии культуры! Призываем студенчество академии бойкотировать эту ватную @волочь, в вашем доме завелась ватная крыса, выгоните ее!»

   
   

Харьковские продолжатели немецкого дела

Изначально фрайкорами назывались отряды ополчения, существовавшие в немецких землях с XVIII века. Однако более известны фрайкоры, существовавшие в Германии после Первой мировой войны — это праворадикальные вооруженные формирования, занимавшиеся подавлением левых сил, а также тем, что позднее получило название рэкет. Из гитлеровских фрайкоров вышли многие ключевые фигуры НСДАП, на их базе формировались боевые отряды партии Гитлера.

Харьковский «Фрайкор» был создан в марте 2018 года как «военно-патриотическая организация, занимающаяся воспитанием молодежи и военной подготовкой».

Накануне Дня Победы в 2018 году в Харькове был сброшен с постамента бюст маршала Жукова. На месте происшествия были обнаружены листовки организации «Фрайкор». Тем не менее никто за этот акт вандализма к ответственности привлечен не был. Зато «Фрайкор» активно защищает праворадикалов, которых привлекли к ответственности за снос бюста Жукова, произошедший летом 2019 года. Акции в память о бандеровцах, нападения на представителей оппозиционных организаций и журналистов — вот чем занимается харьковский «Фрайкор».

«Урок патриотизма, который закончился уроком фашизма»

Надо сказать, что праворадикальные взгляды в Харькове разделяют, мягко говоря, не все, и властям порой приходится реагировать на деятельность «Фрайкора».

В марте 2021 года исполняющий обязанности городского главы Харькова Игорь Терехов на своей странице в Facebook написал: «Сегодня в 43-й гимназии случился „неожиданный“ и незапланированный урок патриотизма, который закончился уроком фашизма в исполнении право-радикальной организации „Фрайкор“. Для тех, кто не в курсе: свое название эти ребята берут от немецкого Freikorps. Была такая радикально-патриотическая организация в Германии, которая после своего роспуска снабдила кадрами НСДАП. Попросту — нацистов. Я не против уроков патриотизма, я против уроков фашизма. Дети не должны быть разменной монетой в политических играх. Я говорил, что горсовет вне политики, теперь говорю это про весь Харьков. Мы за тех, кто любит город, за тех, кто любит свою страну, но мы против тех, кто сеет ненависть и желает, чтобы в наши дома пришла война. Если правоохранительные органы на подобные выходки не обращают внимания, будем действовать в компетенции городской власти. Директор школы № 43 отстранен от своих обязанностей на время проведения служебного расследования».

Реакция Терехова понятна — у него впереди выборы, и необходимо заручиться поддержкой тех, кому нацисты в Харькове поперек горла.

Мы не нацисты, вам показалось

Сами представители «Фрайкора», разумеется, стали уверять, что они «ни к нацизму, ни к фашизму никакого отношения не имеют». Заместитель главы «ВПО «Фрайкор» Богдан Войцеховский в интервью «КП в Украине» заявил: «Уроки мужества проводили участники боевых действий — добровольцы. Они рассказывали о войне на Донбассе, как она начиналась, о присутствии там российских войск, о нарушении боевиками перемирия, о мотивации украинских военных. Также демонстрировали образцы экипировки и макеты оружия, которые используют украинские военные, показывали трофейные деактивированные образцы российского вооружения. На уроках не было никаких вещей, которые можно было бы расценить как пропаганду фашизма или нацизма».

Кривляться украинские нацисты умеют знатно. Войцеховский объявил, что никакого отношения к немецким фрайкорам их объединение не имеет: «Мы не вкладывали в это какой-то нацистский подтекст. Просто это название явления, когда из национально-патриотических чувств формируются добровольческие подразделения для защиты страны». 

А то, что символика харьковского «Фрайкора» схожа с нацистской, а в его рядах состоят люди, ранее имевшие отношение к печально известному полку «Азов», — так это вам все только кажется. И, кстати, не нужно думать, что харьковские власти таких уж непримиримые борцы с нацистами — «Фрайкор» входит в координационный совет по вопросам национально-патриотического воспитания при Харьковской областной госадминистрации.

«На сегодня этим вопросом занимается СБУ»

Боевой актив харьковского «Фрайкора» составляет не более нескольких десятков человек. На Харьков с населением более 1,4 млн человек это даже не капля в море. В акции против преподавателя приняли участие менее десятка человек, но этого хватило, чтобы руководство Харьковской государственной академии культуры встало на сторону нацистов, а не поддержало педагога с 46-летним стажем, автора 130 научных публикаций.

На сайте учебного заведения появилось заявление: «Считаем подобные высказывания недопустимыми и такими, которые полностью дискредитируют г. Семейкину как преподавателя образовательного учреждения».

Первому проректору ХГАК Юрию Лошкову и этого показалось мало. «Академия культуры не имеет отношения к подобным высказываниям. На сегодня этим вопросом занимается СБУ. Мы проведем разъяснительную работу с работниками заведения, чтобы избежать таких ситуаций в будущем, — приводит его слова издание „Страна.ua“. — Человек просто не думает о последствиях своих высказываний. Или если она действительно имеет такую ​​точку зрения и такие убеждения, то ей, конечно, не место в качестве преподавателя, украинского педагога».

Все повторяется

Иногда, изучая историю, задаешься вопросом: а кто же в годы гитлеровской оккупации выдавал нацистам евреев, коммунистов, подпольщиков, семьи комсостава? Выдавали такие, как нынешний проректор ХГАК — приспособленцы, рассчитывавшие укрепить свое положение, выслужиться за счет предательства сослуживцев, соседей, а порой и родственников.

После войны многих из этих предателей настигло справедливое возмездие. А во времена перестройки даже их стали записывать в невинные жертвы режима.

Впрочем, сегодня на Украине и нацисты из «Фрайкора», и доносчики чувствуют себя превосходно, будучи уверенными в том, что расплата их не настигнет. В Германии 1930-х годов тоже так думали. Чем кончилось, мы знаем.