Вкус колбасной дипломатии

Тот, кто хамит здесь, где-то там холуйствует.

   
   

Фазиль Искандер

Олег Карпович, проректор Дипломатической академии МИД России

Михаил Троянский, проректор Дипломатической академии МИД России

Если может быть в современной мировой политике максимально яркая иллюстрация к понятию «двойные стандарты», то именно её мы имеем возможность в деталях рассмотреть прямо в эти дни. Практически синхронно произошло два крайне примечательных дипломатических инцидента, которые в совокупности иначе и не охарактеризовать.

Сначала — форменная истерика, устроенная на ровном месте израильским МИД (и подхваченная мировыми СМИ) относительно вырванных из контекста безобидных высказываний Сергея Лаврова — кстати, истерика, резко контрастирующая с предельно толерантным отношением Тель-Авива к героизации нацизма и всплесками антисемитизма на Украине и в Прибалтике. Затем — беспрецедентные оскорбления из уст посла «Незалежной» в ФРГ Андрея Мельника в отношении федерального канцлера Олафа Шольца («Разыгрывать обиженную ливерную колбасу — не очень по-государственному»). Немецкий лидер имел неосторожность выразить удивление отказом Киева принять президента Вольфганга Штайнмайера — и наткнулся на издевательскую отповедь со стороны украинского дипломата. В былые времена любой посол, сделавший такое заявление, мгновенно оказался бы в Германии под колоссальным давлением общественного мнения и политических элит, а вскоре — перед перспективой либо униженно приносить извинения, либо вернуться на родину. Но Мельник, как и его начальство, сегодня пользуется совершенно особым положением и небывалыми привилегиями.

Как нетрудно догадаться, офис канцлера в ответ на хамство посла лишь стыдливо отмолчался; министр иностранных дел Анналена Бербок не стала отменять планов посетить Украину в ближайшее время; а лидер оппозиционной ХДС/ХСС Фридрих Мерц и вовсе счел возможным совершить в эти дни поездку в ту самую страну, представитель которой публично вытер ноги о немецкое правительство. Что дальше? Кто знает, быть может, по прибытии в Киев от фрау Бербок потребуют извинений за недостаточно подобострастную риторику Шольца? А если их не последует, отправят домой первым поездом, наградив статусом «пророссийского политика», что в нынешней Европе равносильно окончанию карьеры? Остается лишь гадать, с каким волнением она будет подбирать слова, дабы не оскорбить ненароком своих визави.

   
   

При взгляде на поведение украинского режима, невольно вспоминается фраза из одного культового советского фильма: «господин назначил меня любимой женой». Действительно, по воле США, ведущих на европейской шахматной доске свою изощренную игру, Украина мгновенно превратилась из пешки в ферзя. Заботливо направляя действия Киева, Вашингтон ведет дело к радикальной украинизации Европы, к расширению «анти-России» на весь континент. Задача украинских лидеров — выступать в роли светочей демократии и наставников-контролеров, оценивающих степень скатывания европейских стран в сторону тотальной русофобии. Заодно американо-украинский тандем сводит счеты со старыми оппонентами вроде того же Штайнмайера, который еще в 2000-е годы вызывал раздражение Вашингтона несогласием с курсом на втягивание Киева и Тбилиси в НАТО. Публичное унижение немецкого президента, а затем и канцлера, командой Зеленского — сигнал другим их коллегам, которые должны почувствовать, что сами могут по неосторожности оказаться объектами «культуры отмены».

Видимо, этот намек уловили и израильские власти. Немотивированная и абсурдная вербальная атака на главу российского МИД больше похожа на повод выслужиться перед западными кураторами, продемонстрировать приверженность «прогрессивным демократическим ценностям». Отметим, что если кому-то этот скандал и невыгоден, то как раз Израилю, который максимально зависим от сотрудничества с Россией по темам Сирии и Палестины, как и от способности Москвы выступать неформальным посредником между Тель-Авивом и Тегераном, регулярно снижая уровень напряженности в их отношениях. Но ничего не поделаешь, необходимость соответствовать образу верного союзника и понятливого младшего брата, возможно, впервые в новейшей израильской истории затмила стратегические национальные интересы. Россия подобные демарши, к тому же устраиваемые на ровном месте, всегда переживала предельно спокойно. А вот последствия охлаждения в двусторонних контактах для Израиля могут оказаться весьма непредсказуемыми.

В целом, украинский кризис перевернул международную политику с ног на голову, изменив представления о норме и здравом смысле. До какой степени он в итоге трансформирует ту же Европу — вопрос открытый. Вспомним, как даже во времена менее серьезной конфронтации представители Украины совместно с прибалтийскими коллегами фактически захватили идеологический контроль над Советом Европы и ПАСЕ, искусно разыгрывая роль вечной «жертвы Москвы». Как выяснилось, это была только репетиция. Киев, окрыленный безнаказанностью, продолжит подминать под себя европейские институты и отдельных лидеров до той поры, пока из Вашингтона не поступит команда остановиться. Или пока у местных политических элит не проснется чувство собственного достоинства. А российским дипломатам в эту удивительную эпоху сбрасывания масок остается лишь благодарить судьбу за тот факт, что времена «козыревских» подходов остались в далеком прошлом, и мы, в отличие от бывших западных (а также некоторых восточных) партнеров, обладаем самым ценным активом в мировых политических делах — свободой отстаивать свое мнение, ставить на место агрессоров и просто хамов, а также не изменять принципам, подобно немецким и израильским коллегам. Да, эта свобода досталась нам ценой противостояния со всем сонмом сателлитов и вассалов Вашингтона — но, будем откровенны, она того стоит.

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции