Вагоны особого значения. Как «российская агрессия» парализует метро Киева

Киевский метрополитен. © / Commons.wikimedia.org

Кличко просит санкций

У градоначальников городов России и Украины — разные судьбы. В то время как мэр Владивостока Игорь Пушкарёв осваивается в СИЗО ФСБ «Лефортово», его киевский коллега Виталий Кличко небезуспешно пытается осуществить мошенническую операцию по невыплате долгов и присвоению чужого имущества. При этом инструментом для узаконивания подобных действий Кличко хочет сделать так называемую «российскую агрессию».

   
   

Как сообщает пресс-служба Киевской городской администрации, Кличко обратился к СНБО и президенту Украины Петру Порошенко с просьбой помочь в урегулировании ситуации со ста вагонами Киевского метрополитена, которые пытается отсудить «Укррослизинг».

«Только благодаря вовремя поданной апелляции нам удалось добиться отмены ареста вагонов и избежать транспортного коллапса в столице. Несмотря на это, ситуация до сих пор далека от решения», — цитирует пресс-служба Кличко.

Мэр обратился к президенту и СНБО с просьбой рассмотреть на заседании Совета нацбезопасности возможность применения ст. 4 закона Украины «О санкциях» в связи с аннексией Крыма и военными действиями на востоке Украины. Кроме того, он просит дать соответствующие поручения Генпрокуратуре, СБУ, МВД, чтобы они активизировали расследование в рамках существующих уголовных производств и при наличии оснований возбудили новые уголовные производства по указанным фактам.

Кличко подчеркнул, что функционирование стратегического предприятия столицы КП «Киевский метрополитен» оказалось под угрозой из-за действий иностранной компании. По его словам, попытка изъять из эксплуатации сто вагонов метрополитена значительно усложнит работу транспортной системы Киева, дестабилизирует работу предприятий, учреждений из-за частичной остановки работы транспорта.

Подарок советской эпохи

Исходя из заявления Кличко, некая российская компания пытается изъять из метрополитена Киева 100 пассажирских вагонов, что, без сомнения, приведёт к сложностям в его работе, а то и вообще к полному параличу. Что это, как не диверсия агрессоров, намекает мэр, прося применить к данной ситуации закон о санкциях.

Надо сказать, что «диверсанты», очевидно, обзавелись хорошими связями в украинских судах. Во всяком случае, 13 мая Хозяйственный суд Киева наложил арест на 100 вагонов метро, но, благодаря апелляции киевской администрации, удалось оставить их на линии.

   
   

Но что же это за неведомые «диверсанты» в сердце Украины и за какие, собственно, вагоны идёт борьба?

Киевский метрополитен, как и многое другое на Украине, был построен в советский период. Сейчас он насчитывает три линии, последняя из которых, что характерно, была введена в строй на излёте советской власти, в декабре 1989 года. Четвёртая ветка, задуманная ещё в 1970-х, не построена до сих пор, и планы по её созданию всё время откладываются.

В настоящее время на трёх линиях метро Киева открыты 52 станции, которые обслуживает подвижной состав общей численность в 824 вагона.

Российские вагоны для нужд Киева

Подвижной состав требует ремонта и замены, на что в казне Киева систематически не хватает средств.

В 2009 году ситуация стала настолько критической, что тогдашний городской голова Леонид Черновецкий решил взять вагоны в лизинг. Победителем объявленного тендера стала компания «Укррослизинг», предложившая наилучшие условия.

Сегодня администрация Кличко утверждает, что «Укррослизинг» напрямую связана с российской компанией «ВЭБ-лизинг», являющейся дочерней компанией российского Внешэкономбанка и контролирующейся правительством России.

С помощью этой цепочки киевские власти хотят доказать, что речь идёт не о хозяйственном споре с компанией, а о деле, в котором замешан чуть ли не сам Владимир Путин.

Но в 2009 году в кресле президента Украины сидел Виктор Ющенко, а премьером являлась Юлия Тимошенко, и героям «оранжевой революции» сделка по метровагонам подозрительной не показалась. Киевскому метро нужны были вагоны, чтобы возить людей, и о политике в этом вопросе тогда никто не задумывался.

По условиям сделки, «Укррослизинг» поставил Киевскому метрополитену 100 вагонов. Из них 25 были произведены в Полтавской области на Крюковском вагоностроительном заводе, а 75 — на российских «Вагонмаше» и «Метровагонмаше».

«Должок» в 77 миллионов долларов

Лизинг предусматривает оплату предоставленного во временное владение и пользование имущества. Однако власти Киева, получив желанные вагоны, платили за них с явной неохотой, постоянно увеличивая долг. Пошли разговоры о том, что, мол, вагоны слишком дороги и договор кабальный. Не правда ли, это напоминает многолетнюю историю с закупками Украиной российского газа.

С приходом же к власти в Киеве Виталия Кличко ситуация и вовсе стала аховой. Долги росли, а бывший боксёр и революционер вместо оплаты пускался в рассуждения о том, что в этом вопросе всё не так однозначно.

Украинские депутаты в это время строчили всевозможные обращения в прокуратуру, общий смысл которых — кругом злоупотребления, и неплохо бы объявить соглашения недействительными.

Причём одними вагонами дело не ограничивалось.

Так, депутат горсовета от националистической партии «Свобода» Юрий Сиротюк обвинил руководство Киевского метрополитена в том, что оно купило у российской компании восемь электродвигателей для эскалаторов по цене почти в два раза выше рыночной. Депутат обвинил руководство подземки в том, что, заключив договор с российской компанией, оно проспонсировало «войну против Украины».

Руководство метрополитена отбивалось и говорило, что закупки произведены по закону — тендер выиграл тот, кто указал самую низкую цену.

Вернемся, однако, к нашим вагонам. С отсрочками и штрафами долг за них вырос до 1 959 466 447,88 гривен, то есть более 77 миллионов долларов. Компания «Укррослизинг», поняв, что возвращать эти деньги господин Кличко не собирается, отправилась в суд. И, как уже говорилось, Хозяйственный суд Киева, рассмотрев дело, постановил: имущество арестовать, а Киевскую горадминистрацию обязать оплатить задолженность.

Алиса и Базилио — герои Украины!

Тут-то мэр Кличко и побежал к президенту Порошенко жаловаться на «агрессоров», прокравшихся в метро, и просить разрешить российские вагоны оставить себе, а долг за них не платить.

Логика понятна: если Украина не возвращает России 3 миллиарда долга, признанного международными структурами суверенным, то зачем возвращать 77 миллионов долга за вагоны, а заодно и сами вагоны?

Пикантность момента в том, что тот же Виталий Кличко убеждает киевлян в необходимости добросовестно оплачивать выросшие в несколько раз тарифы на услуги ЖКХ. При этом сам мэр проворачивает операции, за которые, как говорится, в приличном обществе раньше били канделябрами по голове.

В украинской столице нужно ставить не памятники Степану Бандере и «героям АТО», а лисе Алисе и коту Базилио, поскольку именно эта парочка является примером для подражания у современных деятелей Незалежной.