В своей статье об итогах украинского контрнаступления американский публицист, лауреат Пулитцеровской премии, автор расследования о взрыве «Северных потоков» Сеймур Херш, ссылаясь на свои источники в американской разведке, предположил, что если ВСУ прикажут продолжить наступление, произойдет мятеж. А бывший агент британской разведки МИ-6 Аластер Крук заявил, что военнослужащие ВСУ не станут выполнять приказ Зеленского о новом контрнаступлении, если он поступит.
Владимир Кожемякин, aif.ru: — Виктор Николаевич, насколько вероятен мятеж в ВСУ?
Виктор Баранец: — Заявления Херша и Крука — это всего лишь предположения. Действительно, после не столь удачного контрнаступления армия Украины находится в разозленном состоянии. Она обвиняет и Зеленского, и Залужного, и генштаб, и Офис президента Украины в том, что обещанные армии западные вооружения поступили в недостаточном количестве.
Во-вторых, какое может быть контрнаступление — говорят даже солдаты в окопах — если нет авиационного прикрытия? Это просто безумие, смертоносный ход. Поэтому армия Украины, которая сейчас напоролась на нашу активную оборону, остановилась и «чешет репу». Чешут репу и Зеленский, и Залужный, и главком сухопутных войск Сырский, и остальные: что дальше-то делать? Армия начинает действительно «бродить». Но для того, чтобы там начался переворот, бунт, она пока еще не созрела.
— Почему?
— Потому что реакция украинской власти на бунтарей в окопах и штабах очень жестокая. Был уже один период, когда Зеленский разрешал командирам уничтожать военнослужащих, которые не выполняют боевые приказы. Кроме того, армия же не дура — она прекрасно понимает, какое качество резервов военное и политическое руководство Украины сейчас отбрасывает на фронт. Ведь уже скребут по сусекам — на передовую посылают и слабо подготовленных учителей, водителей, врачей. Уже и женщин в боевые подразделения начинают отправлять, и больных ВИЧ, сахарным диабетом, туберкулезом. Это же явно не от доброй жизни. А помните обращение Зеленского к послам европейских стран, чтобы они вылавливали у себя украинских дезертиров? Это тоже говорит о кадровом кризисе в армии.
Что в сухом остатке? Украинская армия хотя и проявляет активность на некоторых участках, но уже понимает, что успеха и оглушительной победы, которые ей обещали, нет. И даже украинские пленные говорят об этом — что очень симптоматично. Они признаются: «У нас в неимоверных количествах гибнут люди, а мы тем временем продвигаемся всего на сто-двести метров вперед или топчемся у какой-нибудь деревеньки или населенного пункта типа Работино, где, кажется, уже и целых камней не осталось».
— Херш заявил, что ВСУ были деморализованы после попыток прорвать российские укрепления. Это так?
— В этом есть большая правда. Но степень деморализации может быть разной. Ведь в составе ВСУ есть рьяные бандеровцы, фашисты, нацики. Эти люди не деморализованы и кровожадно мечтают о продолжении войны. А есть люди из рабочей среды, крестьянства, которые все чаще говорят: «Нам не нужна эта война». Это очень яркое, лакмусовое высказывание, которое свидетельствует об истинном настроении в армии.
— При каких условиях наиболее высока вероятность мятежа? Что должно произойти, чтобы он начался?
— Он может начаться при нарастающих масштабах поражения украинской армии. Когда начнется массовый переход солдат и офицеров на нашу сторону — это будет уже четвертая степень военно-политической онкологии ВСУ.
— Какой может быть цель мятежа?
— Свержение сначала военного, а потом и политического руководства Украины.
Есть еще один существенный фактор, который может привести к военному перевороту в вооруженных силах Украины. Здесь многое зависит от тех очень непростых отношений, которые складываются на данный момент между Зеленским и главкомом ВСУ генералом Залужным. Уже ни для кого не секрет, что Залужный — яркий представитель и явной, и скрытой военной фронды. Когда планировалось контрнаступление, то главными его идеологами были американцы и англичане, которые выкручивали Залужному руки, чтобы он поставил под этим свою подпись. Он отказывался, потому что считал неполноценной подготовку ВСУ, и настаивал на том, что армии необходимы самолеты, достаточные средства ПВО и средства разминирования. В итоге его очень серьезно «поставили на карачки» и заставили утвердить план контрнаступа.
При этом Залужный уже «нагулял» серьезный политический вес и вполне может стать неким знаменем реальной оппозиции Зеленскому, включая даже и военную. Потому-то над ним и собираются провести суд «за оставление юга страны» во время российской военной спецоперации. Но это — лишь повод для того, чтобы устранить одного из серьезных конкурентов Зеленского.