В одного Дуду. Что польский президент хотел получить от украинского?

Президент Польши Анджей Дуда и президент Украины Владимир Зеленский. © / Reuters

Президент Польши Анджей Дуда 22 мая посетил Киев, где стал первым иностранным лидером с начала войны, выступившим перед Верховной Радой. «Я не успокоюсь, пока Украина не станет полноправным членом ЕС, ведь Украина — это лицо Европы! Защитник большой европейской семьи!» — заявил он там.

   
   

Кроме того, Дуда провел переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским. Темой их разговора стало упрощение пересечения границы между странами, а также льготы для украинцев, которые сейчас находятся на территории Польши. Среди прочего Дуда пообещал, что между Киевом и Варшавой возникнет скоростное железнодорожное сообщение. 

Обе стороны договорились также разобраться в своих спорах по поводу общего прошлого. Это касается не только различных трактовок Второй мировой войны, но и событий Волынской резни. «Мы с Анджеем стремились к настоящему пониманию между нашими народами, вместе разбирали эти противоречия. Мы планировали строить мемориал примирения на общей границе», — сказал Зеленский. Он также поблагодарил Анджея Дуду за готовность добиваться членства Украины в ЕС.

Чего хочет Польша от Украины и что хочет Украина от Польши, АиФ.ru объяснял старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт Валдайского клуба Дмитрий Офицеров-Бельский.

Глеб Иванов, АиФ.ru: — Дмитрий Владимирович, какие интересы сейчас преследуют Киев и Варшава, ведя такие переговоры?

Дмитрий Офицеров-Бельский: — Мотивы Киева лежат на поверхности. Сейчас украинским властям требуется любого рода поддержка. За эту поддержку украинское руководство готово очень многим пожертвовать. Поддержка нужна не только материальная, но и моральная, потому что сейчас любые визиты западных политиков на Украину можно красиво подать с пропагандистской точки зрения.

Что же касается Польши, то в последнее время мы слышим много дискуссий о том, что польские войска могут вступить на территорию Украины под видом добровольцев. О таких планах во всеуслышание говорили и сами польские власти. 

   
   

Но украинский кризис открыл для Варшавы массу возможностей. Дело в том, что в последние годы влияние Польши на своих соседей из стран СНГ постепенно падало. «Восточное партнерство» возложенных на него надежд не оправдало. Ссоры были даже с Украиной. Теперь полякам подвернулась возможность вновь усилить свое влияние, причем не только среди своих соседей, но и в ЕС и НАТО. А это влечет за собой вполне осязаемые материальные выгоды, вроде увеличения размеров финансовой помощи. 

— Иными словами, у Польши есть и экономические интересы?

— Разумеется. Помимо политических целей у Варшавы есть вполне осязаемые экономические интересы.

На встрече с Зеленским Дуда обсуждал с ним льготы для украинцев, которые сейчас находятся в Польше. На первый взгляд кажется, что это такая уступка со стороны поляков, но на самом деле украинские беженцы могут очень серьезно усилить польскую экономику. Потому что беженцы — это в основном молодые люди 20-30-40 лет, которые могут и хотят работать и у которых нет особого выбора.

Может показаться удивительным, что Польша, которая активно боролась против приема мигрантов из стран Ближнего Востока, может быть рада другим беженцам. Но в Варшаве считают, что украинцев гораздо легче ассимилировать. А те, кто вернется домой, станут проводниками польских интересов у себя на родине. 

— Что еще могли обсуждать Дуда и Зеленский во время встречи?

— Думаю, они не обошли вниманием ситуацию с безопасностью. Украина сейчас переполнена оружием. И, конечно, часть его вполне может утекать сейчас на запад через польско-украинскую границу, создавая угрозы безопасности внутри самой Польши. Власти обеих стран признали, что сейчас границы как таковой не существует. И, конечно, обсудить какие-то технические моменты по контролю над пересечением границы было бы в интересах обеих стран.