В США на поклон. Зачем лидеры приехали на придуманный Трампом Совет мира

В работе первого заседания поучаствовало чуть больше 40 стран. Однако далеко не все были представлены на высшем уровне. © / Reuters

В Вашингтоне началось первое заседание инициированного Трампом Совета мира. Изначально он был придуман лидером США для наблюдения за перемирием в секторе Газа, однако некоторые наблюдатели подозревают, что он нужен президенту Штатов в качестве замены Совбеза ООН. Правда пока представительство там не очень впечатляющее — много стран Европы, Азии и Латинской Америки, но нет ни главных стран Запада, ни России с Китаем. Хотя две последние страны приглашение от Трампа получили.

   
   

Трамп обещал мир и угрожал войной

Первое заседание Совета мира прошло в Вашингтоне в символическом месте — Институте мира имени Дональда Трампа, который ранее назывался Институт мира США. Трамп переименовал его в свою честь после того, как, по его словам, закончил восемь войн.

Смысл новой организации Трамп попытался объяснить во вступительном слове.

«То, что мы делаем, очень просто — мир. Это называется Совет мира. Слово лёгкое для произнесения, но сложное для воплощения. Мир», — заявил он.

Далее он вновь пообещал урегулировать конфликт на Украине.

«У нас был первый год, пожалуй, не похожий ни на один другой в нашей стране: мы урегулировали восемь войн, и, возможно, предстоит девятая. Она оказалась сложнее, чем я ожидал, — думал, что будет проще. Но с войной никогда не знаешь, что легко, а что — нет», — заявил президент.

Впрочем, не все его речи были такими миротворческими. Ирану он пригрозил войной.

   
   

«Мы должны заключить значимую сделку. В противном случае произойдут плохие вещи», — заявил Трамп. Как раз Вашингтон и Тегеран ведут переговоры по новой «ядерной сделке».

Главной же темой на повестке дня станет план реконструкции сектора Газа. Члены Совета выделят в общей сложности 5 млрд долларов на гуманитарную помощь анклаву.

На первом заседании было большое представительство — но без действительно важных стран

В работе первого заседания поучаствовало чуть больше 40 стран. Однако далеко не все были представлены на высшем уровне. Из Европы были только лидеры Венгрии и Словакии, также были главы Аргентины, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана.

Лидеров стран, входящих в Совбез безопасности ООН, не было, кроме, собственно, Трампа. Не приехали ни российские представители, ни китайские, хотя и президент России Владимир Путин, и председатель КНР Си Цзиньпин были приглашены.

При этом в Москве и Пекине очень осторожно отзывались о Совете, говоря, что надо понаблюдать за его деятельностью, прежде чем присоединяться. Владимир Путин одновременно заявил, что Россия готова выделить 1 млрд долларов на реконструкцию сектора Газа — из замороженных на Западе российских активов. Как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, сейчас российская позиция по участию в Совете «прорабатывается».

А вот западные союзники США отзывались о придуманном Трампом Совете очень жестко. Так, президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Париж «не может согласиться с логикой, где международное право заменяется чековой книжкой». В том же ключе высказались в Германии и Великобритании.

Трамп, видимо, видит в Совете замену Совбезу ООН

Президента США раздражает, что он не может проталкивать нужные ему решения из-за вето постоянных членов Совбеза.

Как говорил aif.ru директор по научной работе международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов, Трампу нужна такая организация, которая легитимизировала бы его идеи по мироустройству.

«Сейчас Совет мира напоминает клуб друзей председателя, который таким образом хочет иметь структуру, где при необходимости будут утверждать, восхвалять и продвигать все его идеи», — отметил эксперт.

Возможно, Совет никто бы и не воспринимал всерьез — если бы идею предложил не Трамп.

«Поэтому это такой тонкий вопрос. Никто не хочет его обидеть, никто не хочет его разозлить. Те, кто резко отвергает, как Макрон, они рискуют. Поэтому, я думаю, что крупные страны будут как-нибудь маневрировать, чтобы не соглашаться, но при этом и не отказывать в явной манере. Короче говоря, мы опять наблюдаем шоу самого зажигательного мирового лидера», — резюмировал эксперт.