В борделе перестановки. Отставки министров в Киеве ничего не поменяют

Дмитрий Кулеба © / Valentyn Ogirenko / Reuters

Осень 2024 года глава киевского режима Владимир Зеленский открыл серией кадровых перестановок. Сразу несколько заметных персон покидают свои посты.

   
   

«Очень много вопросов»

Заявление об отставке написал глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. 43-летний дипломат находился в должности на протяжении четырех с половиной лет, отметившись максимально агрессивной и воинственной риторикой.

Слухи об отставке Кулебы ходили достаточно давно. В марте 2024 года украинский Telegram-канал «Политика страны» писал: «К Кулебе очень много вопросов. В частности, по кандидатурам послов, предоставляемых МИДом, много претензий. ОП в целом недоволен дипломатической службой. Все, конечно, понимают, что с теми ресурсами, что у него есть, невозможно всего достичь, но информация о неудовлетворительном состоянии дел в посольствах течет из разных сторон — даже от политиков, побывавших в той или иной стране, и легендированных сотрудников».

Ссора с Польшей на прощание

Последним громким скандалом с участием Кулебы стали отнюдь не дежурные нападки на Россию, а конфликт с Польшей. Украинский глава МИД, выступая в соседней стране, весьма своеобразно ответил на вопрос об эксгумации жертв Волынской резни. Эксгумация была приостановлена Киевом в 2017 году. Кулеба связал этот вопрос с темой операции «Висла» — переселением в 1947 году этнических украинцев из юго-восточных регионов Польши, направленным на подрыв базы поддержки украинских националистов.

В 2023 году прокурор главной комиссии по расследованию преступлений против польского народа Института народной памяти Польши прекратил расследование решения о проведении операции «Висла». Было заявлено, что перемещение носило превентивный, а не репрессивный характер и осуществлялось из-за массовых убийств местного населения украинскими националистами.

Сравнение «Вислы» с Волынской резней вызвало нешуточный гнев в Польше. Кулеба же еще подлил масла в огонь, назвав юго-восток Польши «украинскими территориями».

Экс-премьер Польши Беата Шидло на сей счет так высказалась в соцсети: «После того, как Польша более двух лет спасает Украину, предоставляя ей военную технику и оказывая всяческую поддержку, украинские власти демонстрируют презрительное отношение к Польше, ведут себя с ней бессовестно... Вы, господин Кулеба, поступаете не просто плохо, вы поступаете глупо».

   
   

Впрочем, в таком поведении Киева нет ничего нового, и это явно не главная причина отставки Кулебы.

Фрик-шоу Малюськи и Верещук окончено

Вместе с главой МИД в отставку уходит и министр юстиции Денис Малюська, прославившийся введением «платных камер повышенной комфортности» для заключенных, торговлей недвижимостью системы исполнения наказаний и прочими инициативами, вызывавшими в обществе неоднозначную реакцию.

Из последних идей Малюськи выделяли предложение отправить в бой 50 000 заключенных «с лопатами», а также инициативу о мобилизации женщин-заключенных.

Украинские СМИ утверждали, что уже в июле 2024 года существовало заявление Малюськи об отставке, в которое нужно было просто вписать дату. Сам он это, однако, категорически отрицал.

Покидает свой пост и вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции Ирина Верещук. Занимавшая свой пост с 2021 года, дама многократно делала агрессивные заявления не только в адрес Москвы, но и в адрес тех, кого в Киеве считают «соотечественниками».

В частности, Верещук заявляла: «Любое получение украинским гражданином (независимо от мотивов) паспорта государства-агрессора должно рассматриваться как преступление. Мы должны донести это до граждан, которые сейчас находятся под временной оккупацией. Понимаю, что это жёстко, но речь идёт о существовании украинского государства».

За участие в референдуме по вопросу о присоединении к России она грозила гражданам длительными сроками: «Для наших граждан, которые будут принимать в этом участие, это в самом деле статья Уголовного кодекса. Им грозит криминальное наказание. Если будет доказано коллаборантство или, к примеру, участие в референдуме, или побуждение к участию в референдуме, то люди могут получить до 12 лет с конфискацией».

Три версии происходящего

Помимо вышеуказанной тройки, свои посты покидают глава Минстратегпрома Александр Камышин, глава Минэкологии Руслан Стрелец, вице-премьер, министр по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина.

Глава правительственной фракции «Слуга народа» Давид Арахамия ранее анонсировал замену более половины состава кабинета министров Украины.

Сам Зеленский объяснил происходящее необходимостью усилить отдельные направления во внутренней и внешней политике перед «важной для страны осенью».

Впрочем, даже в Киеве все не до конца понимают, в чем главная причина происходящего.

Версия первая — Зеленский, готовящийся к новому максимальному витку военной эскалации с применением дальнобойных американских ракет, на получение которых он очень рассчитывает, проводит очередную «зачистку кадров», чтобы получить команду, максимально преданную ему и лишенную своих личных «каналов связи» с западными спонсорами.

Версия вторая — перестановки в кабинете министров являются условием Запада, который готов идти на обострение, но только с учетом «исправления ошибок». В Вашингтоне считают, что украинские чиновники заняты более не выполнением общих задач, а реализацией собственных интересов. Иными словами, коррупция по-прежнему крайне беспокоит Запад.

Версия третья — закрытые опросы на Украине рисуют стремительное снижение авторитета властных структур, что на фоне задуманного Киевом максимального обострения чревато внутренней смутой. В этих условиях череда отставок должна стать той брошенной народу «костью», которая хотя бы на время стабилизирует ситуацию.

Украине не станет лучше

Чего не приходится ожидать, так это смены политического курса. Зеленский поставил на углубление военного конфликта в расчете на два исхода, удобных для него. В первом варианте глубокие удары по России должны расшатать ситуацию в стране, спровоцировать «пораженческие» настроения и переход к переговорам на удобных для Киева условиях. Во втором варианте эскалация боевых действий должна заставить НАТО напрямую вступить в конфликт.

Материальные и человеческие потери самой Украины, принимающие в этих сценариях необратимый характер, Зеленского не беспокоят.

Но для украинского народа ничего к лучшему не меняется. Происходящее — это, как говорится, просто перестановка кроватей в киевском борделе.