Чем дольше продолжается спецоперация на территории Украины, тем более странные новости поступают из Киева. Например, ходят слухи, что главнокомандующий ВСУ генерал-майор Валерий Залужный якобы выдвинул президенту Владимиру Зеленскому ультиматум.
Суть ультиматума, если верить украинским СМИ, состоит в следующем: будут поставки для ВСУ современных танков, средств ПВО и реактивных самолетов из-за рубежа — будет наступление. А не будет — извините, пан президент!
Огненный вал...
Попутно главнокомандующий наехал на распиаренную американскую реактивную систему залпового огня HiMARS. «Наш источник в офисе президента рассказал, что Залужный доложил Зеленскому о слабой эффективности HiMARS при контрнаступлении, что современные системы не позволяют устроить огненный вал, — пишет украинский телеграм-канал “Резидент”. — Вокруг РСЗО был создан миф, который активно помогла тиражировать российская пропаганда, создав из HiMARS образ чудо-оружия. В реальности для контрнаступления в нем ничего серьезного нет, кроме точечных ударов, а количества ракет, которое нам предоставил Запад, хватит на 3 дня артиллерийских ударов».
Огненный вал, который упомянул генерал Залужный — это тактический прием, известный со времен Первой мировой войны. Заключается он в том, что при наступлении по позициям противника ведется непрерывный заградительный огонь артиллерии. По мере продвижения вперед собственных сил линия разрывов отодвигается в глубину вражеской обороны. Прием прост, как удар ломом по голове, и столь же эффективен. У него только один минус — фантастически большой расход боеприпасов.
...и холодный душ
В действиях Залужного просматривается иной подтекст: что широко анонсированное украинское наступление скорее всего не будет таким масштабным, как об этом трубят украинская пропаганда и официальные лица. Причина проста: американцы не готовы поставлять для ВСУ те же HiMARS-ы в таких количествах, которые требуются для наступательных действий. Во-первых, чем больше их на театре военных действий, тем больше вероятность того, что российские ВКС, артиллерия или ракетчики «обнулят» какое-то количество этого «чудо-оружия». Ведь телевизионная картинка разбитой техники — серьезная отрицательная реклама для этих изделий американского ОПК.
Во-вторых, от количества этих РСЗО на Украине зависит и вероятность того, что одна-две системы попадут в руки российской армии неповрежденными и работоспособными. Это тоже сильно напрягает американцев, особенно вкупе с новостями о продаже «налево» украинской стороной иностранного оружия. Когда Киев на этом фоне начинает требовать поставок истребителей F-16 в современных версиях, это вызывает у Вашингтона еще большую нервозность. Пока Палата представителей США отодвинула вопрос с истребительной авиацией на 2023 г. По большому счету неизвестно, состоится ли эта поставка вообще, хотя проведение трехмесячных курсов по переучиванию украинских пилотов для полетов на американских самолетах вроде бы законодателями из Вашингтона согласовано.
Скорее всего, дело кончится передачей в Воздушные силы ВСУ 11 МиГ-29 из Словении. Хотя, если украинское командование и далее будет применять авиацию столь же странно, как оно делало до сих пор, им даже американские истребители 5-го поколения не помогут. Воздушную мощь надо использовать концентрировано, собрав в кулак для участия в наступлении или для применения по какому-то критически важному для противника объекту. А не действовать по принципу удара растопыренной ладонью».
«Наступление Зеленского»
Если вспомнить недавнюю историю, на Украине, как на панацею, надеялись на какие-то баснословные «тяжелые вооружения». То на американские буксируемые гаубицы М777, то на французские самоходные гаубицы CAESAR. Еще раньше буквально молились на противотанковые ракетные комплексы «Джавелин». Ни те, ни другие, ни третьи не принесли Киеву желанной победы над российской армией.
Ставка на «последний и решительный бой», о котором пели в «Интернационале», тоже редко кого доводила до добра. «Наступление Керенского» в июле 1917 г. кончилось переворотом, а «наступление кайзера» весной следующего года на Западном фронте — революцией в Германии.