Укроборонпром заявил о завершении испытаний собственного беспилотника с большой дальностью, но с непонятными функциями. Вроде это должен быть дрон-камикадзе, но оказывается, он должен возвращаться после атаки.
Эта штука покруче «Байрактаров» будет
ВСУ ещё до начала российской специальной военной операции на Украине получила в своё распоряжение большое количество турецких БПЛА Bayraktar ТВ2. Их активно применяли по территории ДНР и ЛНР, а потом и в ходе СВО против Вооруженных сил РФ. Эффективность «Байрактаров» из-за успешных действий российских ПВО и боевой авиации оказалась малоэффективной. На сегодняшний момент их уже практически не осталось.
Нельзя сказать, что Украина не преуспела в развитии своих ракетных вооружений, правда, зачастую это были глубокие модернизации ещё советских ракет. С украинскими, естественно, названиями. А вот с беспилотными аппаратами успехи были несколько лучше, не все из них в итоге получили военное предназначение — ударных дронов мало, большей частью разведывательные.
В 2020 году ВСУ, например, получили БПЛА «Фурия», правда, в количестве пяти штук (возможно, что в февралю 2022 их было уже больше). Сам изготовитель, завод «Меридиан», входящий в состав Укроборонпрома, признавал, что ещё только планирует дооборудовать беспилотник системой автоматического взлёта и целеуказаний.
Известны ещё такие украинские разработки как разведывательные и ударные БПЛА — «Горлица», «Лелека-100», «Тихий гром», «Стрепет», Spectator и ряд других. Долететь до Москвы они точно не смогут. Здесь по дальности больше возможностей у доставшихся Украине беспилотников «Стриж» (Ту-141) и «Рейс» (Ту-143), но их не так много осталось, и они требуют существенных доработок. Именно этим БПЛА приписывают попытку поражения российских военных аэродромов под Рязанью и в Саратовской области (г. Энгельс).
В Киеве не прекращали торопить создание именно дальнобойных и мощных ударных беспилотников. Таких, чтобы «пострашнее» «Байрактаров» были. Проблема упиралась в финансирование и слабые мощности разработчиков, которые зачастую были не государственными, а также отсутствие хорошо организованной производственной базы.
«Чому я не “Сокол”, чому не литаю»
О разработке и испытаниях нового беспилотника на Украине говорили ещё несколько лет назад. Завершение испытаний ударного дрона-камикадзе дальнего полёта было анонсировано руководителем проекта концерна Укроборонпром Олегом Болдыревым. Он уже есть. Я бы назвал его «нулевым пациентом». Машина летает, машина сейчас проходит обучение, потому что мы, говоря об ударном беспилотнике, говорим про вариант камикадзе. Но мы, украинцы, жадные люди. У нас будет камикадзе с возможностью возврата«, — цитировало г-на Бондарева издание «Настоящее время» (выполняет функции иноагента, редакция находится в Праге).
Характеристики нового украинского беспилотника доподлинно неизвестны. Анонсируется лишь его дальность полёта в тысячу километров и боевая нагрузка в 75 килограммов. Отмечается, что этот обладает способностью после нанесение удара вернуться в точку пуска, что означает его многоразовость. Упор делается и на тот факт, что это исключительно украинская разработка, созданная с нуля за короткое время. В этом сильно усомнились российские эксперты.
«Скорее всего это какая-то ранняя разработка, по сути “болванка”, которую оснастили импортным двигателем и средствами навигации, — рассказал aif.ru военный эксперт Борис Джерелиевский. — Заявленная дальность полёта с возможностью возврата говорит о том, что в беспилотник поставили мощный двигатель, о производстве которых на Украине не было слышно. Аппаратура тоже скорее всего западная. Те же США, отказываясь от поставок оружия, которыми Украина может обстреливать российскую территорию, вполне могли предоставить “запчасти”, чтобы увеличить потенциал украинского БПЛА, который не имел особых перспектив».
Эксперт предположил, что для этих целей мог использоваться украинский БПЛА «Сокол-300», разрабатываемый в конструкторском бюро «Луч» (Киев) с 2019 года. Его заявленные характеристики в большей степени подходят под дальнобойный дрон.
Этот «Сокол» до поры до времени не летал, по крайней мере не имел реального боевого применения. При этом разработка вобрала в себя компоненты и наиболее «продвинутые» системы, разработанные на Украине. Например, систему контроля полёта, инерционную систему, систему питания двигателя, целеуказания, пункт управления, позаимствованный у ракетного комплекса «Нептун» , оптико-злектронную прицельную станцию наведения и системы подвески ракет — от вертолётного противотанкового ракетного комплекса «Барьер».
Радиус действия с использованием ретрансляторов достигает 300 километров с максимальной скоростью до 580 км/ч — это на украинских двигателях. А вот с австрийским двигателем Rotax 914 производства компании BRP Powertrain максимальная дальность «Сокола-300» возрастает до 3300 километров.
Этот украинский дрон также оснащён радиолокационной станцией с синтезированной апертурой (SAR), обеспечивающей выполнение дроном цифрового картографирования местности на высоте 5 километров и ведение разведки в любой облачности. Дрон также оснащён блоком GPS.
При такой «перезагрузке» украинский дрон, который может использоваться как камикадзе, так и ударный беспилотник, может представлять достаточно серьёзную угрозу. И если это действительно «болванка» от «Сокола-300», то некоторое их количество уже произведено и может быть в короткие сроки переоборудовано.