Углубляющийся раскол. Почему американцы больше не верят в выборы?

Почти год прошел после президентских выборов в США, а в стране по-прежнему продолжают спорить об их итогах. Согласно последним опросам, около трети американских избирателей считают выборы нечестными. Каждый месяц республиканцы и сторонники Трампа находят все новые нестыковки, а федеральный суд продолжает рассматривать уголовные дела в отношении участников «штурма» Капитолия, который устроили возмущенные ходом выборов граждане.

   
   

Сбои системы

Тотальное недоверие к избирательной системе и глубокий общественный раскол — вот результаты президентских выборов в США 2020 года, который сейчас констатируют аналитики, политики и журналисты.

После того как Дональд Трамп проиграл выборы Джо Байдену, многие общественные деятели в США поспешили объявить: национальный раскол окончен, «эра тьмы» прошла, настало время всем американцам объединиться вокруг нового законно избранного президента. Байден действительно набрал рекордные 80 млн голосов избирателей (никто до него столько не получал). Но и за Трампа проголосовали рекордные для проигравшего кандидата 71 млн человек. А последующие опросы показали: раскол внутри страны не только не исчез, но и, возможно, усугубился. Впервые в истории треть американцев посчитала результаты выборов сфальсифицированными.

Демократы и республиканцы придерживаются абсолютно разных взглядов на то, как должна выглядеть избирательная система. По данным опроса CNN, 46% американцев (87% республиканских респондентов) считают, что правила недостаточно строгие и существует большой простор для фальсификаций. Напротив, 45% (76% в демократической выборке) считают, что процедура голосования, наоборот, слишком сложная и нуждается в упрощении.

Республиканцы массово протестуют против системы «джерримандеринга», когда партии, контролирующие законодательные органы штатов, перекраивают границы избирательных округов так, чтобы в каждом из них получить большинство лояльных избирателей. Благодаря этому в 2016 году в Мэриленде кандидаты-республиканцы набрали 37% голосов по всему штату, но выиграли только 1 из 8 мест в Палате представителей. Демократы такие меры только поддерживают (когда побеждают).

Зато они выступают резко против коллегии выборщиков, когда представители от каждого штата голосуют за президента в зависимости от результатов голосования в родном штате. В 2016 году выборщики позволили победить Дональду Трампу, хотя в целом по стране тот набрал на 3 млн голосов меньше, чем Хиллари Клинтон. Он выиграл выборы благодаря победам в ключевых штатах с большим количеством выборщиков.

Огромные вопросы вызвало голосование по почте. В день выборов почтовую службу обвинили в утере 300 тысяч бюллетеней. Были зафиксированы возможные случаи голосования «мертвых душ», когда бюллетени получили умершие люди. Все это не могло не вызвать подозрения в фальсификации выборов. Не упрощало ситуацию и то, что в США фактически закрыт доступ на избирательные участки для иностранных наблюдателей. Впрочем, отсутствие наблюдения не помешало ОБСЕ заявить, что американские выборы прошли честно.  Правда, как минимум треть американцев придерживается иного мнения.

   
   

Цензура в СМИ и соцсетях

Особое негодование многих граждан вызвало поведение СМИ и соцсетей, которые открыто встали на сторону демократов. Аккаунт тогда еще президента США Дональда Трампа был заблокирован в Twitter и Facebook, как только он заявил о возможной фальсификации выборов. Facebook массово удалял посты с тегом „Stop the steal“, а YouTube блокировал все видео, в которых могла содержаться «неверная» информация об итогах голосования. Соцсеть Parler, в которую начали массово уходить сторонники республиканцев, вскоре была отключена от американских серверов и заблокирована в магазинах приложений Apple и Google. Большая часть крупных СМИ открыто призывала голосовать за Джо Байдена и критиковала Трампа. Как результат, согласно опросам Knight Foundation, 83% американцев в том или ином виде обвиняют СМИ в предвзятости.

Одновременно в США растет и количество случаев давления на независимую, некорпоративную прессу. Только во время освещения акций протеста в 2020 году было арестовано 117 журналистов. А за 2021 год в Штатах уже задержано или арестовано 54 журналиста, совершено 125 нападений на сотрудников СМИ.

Незажившая рана 6 января

Между в тем в США продолжаются судебные разбирательства по итогам «штурма» Капитолия сторонниками Трампа 6 января, когда они пытались воспрепятствовать утверждению Джо Байдена на пост президента.

На данный момент уголовные дела возбуждены в отношении 631 человека, участвовавшего в протестах у Капитолия. Многих обвиняемых через соцсети выискивали представители радикально левых движений. Были случаи, когда своих родителей, участвовавших в протестах, полиции выдавали дети. «Я, честно говоря, не думаю, что я сделала что-то неправильно в этой ситуации», — заявила восемнадцатилетняя Хелена Дюк, которая донесла на своих мать, тетю и дядю, принявших участие в событиях у Капитолия. По ее словам, все они нарушили закон и «пошли против выбора миллионов честных людей», а значит, должны понести ответственность.

Всех участников протестов в либеральных СМИ приравнивают к террористам. «Я не могу называть их протестующими. Это мятежники, чернь, внутренние террористы», — заявил Джо Байден, против победы которого люди и протестовали 6 января у стен Капитолия. По его мнению, попытка захвата Капитолия стала результатом «безжалостных нападок президента Трампа на демократию».

Многим участникам тех событий теперь грозят длительные тюремные сроки. ФБР всячески пытается воспользоваться этим случаем для удара по консервативным движениям, а в прессе раскручивается тема «заговора трампистов». В результате, под следствие попадают даже те люди, которые 6 января вовсе не были в Вашингтоне. А вот полицейский, застреливший в здании одну из протестующих, наказан не будет. Его дело закрыто.

Иными словами, затяжной политический кризис в Соединенных Штатах продолжается. «Одно из ярких проявлений этого кризиса — тот факт, что за последние 20 лет три раза возникала скандальная ситуация на выборах», — говорит заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов.  Что будет дальше, предсказать трудно, однако поляризация американского общества сохраняется. И если раньше типичным избирателем был центрист, который не придерживался каких-то определенных идеологических взглядов, то сейчас таких «нейтралов» в США становится все меньше. «Происходит радикализация флангов политического пространства США», — констатирует эксперт. Куда это приведет США, неизвестно.