30 июня 2017 года в аэропорту Болоньи итальянские карабинеры задержали заместителя командира взвода в батальоне Национальной гвардии Украины им. генерала Сергея Кульчицкого Виталия Маркива.
Маркив был задержан по подозрению в причастности к гибели в 2014 году на Украине фоторепортёра Андреа Роккелли.
Задержание Маркива вызвало возмущение как на Украине, так и среди украинской диаспоры в Италии.
«Это очередная провокация»
Заместитель генпрокурора Украины Евгений Енин написал в Facebook: «Генпрокуратура удивлена арестом в Италии украинского солдата Маркова Виталия по подозрению в убийстве фоторепортёра Андреа Роккелли в районе г. Славянска в мае 2014 года, выдвинутым прокуратурой г. Павии». Согласно заявлению Енина, украинская сторона активно ведёт расследование этого дела и предоставляет материалы итальянским коллегам: «При этом, по данным украинского следствия, гибель двух журналистов произошла в результате артобстрела со стороны российско-террористических войск».
Не обошлось и без традиционных обвинений в причастности Москвы. Советник главы МВД Украины и депутат Верховной рады Антон Геращенко в эфире телеканала «112 Украина» заявил: «Вся эта история очень похожа на очередную российскую провокацию. Дело в том, что в батальоне Кульчицкого не было миномётов, из которых можно было бы поразить итальянского фотокорреспондента… Мы предполагаем, что, скорее всего, это очередная провокация, что спецслужбы РФ передали в Италию какие-то документы, на основании которых итальянцы завели уголовное дело».
Фотокорреспондент и правозащитник: кто погиб под Славянском
Вечером 24 мая 2014 года в районе села Авдеевка под Славянском погибли итальянский фотокорреспондент Андреа Роккелли и российский переводчик Андрей Миронов.
Сегодня, вспоминая Роккелли, его коллеги из украинских СМИ пишут, что он работал на «российские СМИ». Это упоминание словно должно дать понять аудитории, что данная гибель, конечно, весьма прискорбна, но покойный вёл себя неправильно.
Украине действительно не за что любить Андреа Роккелли. Его авторству принадлежит одна из самых известных фотографий первых месяцев войны: дети Славянска, прячущиеся в подвале от ударов украинской артиллерии.
Роккелли, уроженец Пьяченцы, работал в «горячих точках» и до Украины: за его плечами были Афганистан и Ливия. Алекс Майоли, наставник Роккелли, в 2014 году рассказывал, что в последнее время его интересовала Россия, и события в Донбассе стали для него продолжением этой темы.
Андреа Роккелли, ставший одним из первых иностранных фотокорреспондентов, запечатлевших войну на Украине, стал и одним из первых журналистов, чью жизнь оборвал этот конфликт.
Правозащитник Андрей Миронов не в первый раз помогал Роккелли. Миронова можно было считать ветераном правозащитного движения. Его называли одним из последних советских политзаключённых. Миронов был арестован в 1985 году за распространение «самиздата» и вышел на свободу в 1987.
Андрей Миронов, помимо правозащитной деятельности, участвовал и в акциях российской оппозиции. В общем, никаким «агентом Кремля» он не мог быть даже теоретически.
«Третий выстрел оказался смертельным»
24 мая 2014 года Роккелли и Миронов выехали в Авдеевку, чтобы снять поезд, захваченный украинскими военными. Этот поезд ранее был поставлен на переезде ополченцами, чтобы помешать движению украинских танков. Фотоснимки состава стали последними в жизни Андреа Роккелли.
Вместе с Роккелли и Мироновым находился французский фотокорреспондент Уильям Роглон. Ему удалось выжить, и именно он — а не российские спецслужбы — является ключевым свидетелем для итальянского следствия.
В мае 2017 года итальянское издание La Repubblica опубликовало описание трагических событий трёхлетней давности в изложении Роглона.
По его словам, во время съёмок к ним подошёл человек в штатском, который посоветовал уходить, поскольку у поезда находятся украинские военные.
«Мы гуськом отправились обратно, к автомобилю. Прошло 5-6 секунд, и мы услышали палящие по нам автоматные очереди. Прыгнули в глубокий ров, с нами остался тот человек в штатском, который предупредил нас о присутствии военных, — приводит слова Уильяма Роглона La Repubblica. — Оттуда мы снова попытались добраться до машины. Дойдя до того места, где она стояла, мы подождали 2-3 минуты, пока солдаты перестанут стрелять. В тот момент начались выстрелы из миномёта. Одна мина попала в машину, и мы поняли, что они целились именно в неё. Мы прятались в канаве, и никто не мог нас увидеть. Тогда мы решили вернуться назад, к поезду. Сколько раз они стреляли по нам из миномёта? Не знаю, я перестал считать, когда дошёл до 10. Один выстрел снёс дерево, другой снаряд упал рядом со мной, я был ранен, посмотрел себе на ноги, чтобы понять, есть кровотечение или нет. К счастью, я мог двигаться. Третий выстрел попал между водителем такси, Андреа и Андреем, для них обоих он оказался смертельным».
«Жалкие отговорки»: что возмутило родных погибшего итальянца
Роглону, несмотря на ранения, удалось выбраться из-под огня. Его подобрал таксист, который отвёз француза в госпиталь.
Украинские власти возбудили дело по факту гибели Андреа Роккелли, однако за три года оно продвинулось не слишком далеко. По версии украинской прокуратуры, фотокорреспондент и его переводчик погибли от огня «сепаратистов», однако установить все обстоятельства дела и виновных не представляется возможным.
В материалах, которые поступали из Украины в Италию, говорилось о том, что гибель Андреа Роккелли стала своего рода несчастным случаем.
Однако такой вывод, вполне устраивавший украинские власти, показался возмутительным родным и близким Андреа Роккелли.
При этом, как часто бывает, украинская сторона путается в своих же заявлениях. Существуют две официальные версии. Одна уже приводилась выше в изложении прокурора Енина: «артобстрел со стороны российско-террористических войск». В её подтверждение утверждается, что украинские подразделения в этом районе вообще не располагали миномётами.
Вторая официальная версия содержится в документах, присланных в Италию. Там сообщается, что Роккелли и Миронов стали жертвами «перестрелки между украинской армией и пророссийскими военными». Версию о «перекрёстном огне» озвучивали на Украине в 2014 году.
Адвокат семьи Роккелли назвал документы, присланные из Украины, «жалкой отговоркой».
Настойчивость близких и привела к тому, что в Италии был дан старт новому расследованию того, что произошло 24 мая 2014 года под Славянском. У следователей есть показания Уильяма Роглона и ряд других данных, также они требуют от украинской стороны проведения целой серии новых экспертиз.
Батальон Кульчицкого: генерал, который учил убивать русских
В районе, где погибли журналисты, в этот период действовал 1 батальон Национальной гвардии Украины. Сегодня он носит имя генерала Кульчицкого, который в начале 2014 года занимался его формированием.
О генерал-майоре Кульчицком надо сказать особо. Бывший советский офицер, служивший в морской пехоте Северного флота, после распада СССР уехал делать карьеру на Украину. Во время «Евромайдана» Кульчицкий не просто поддержал его участников, он стал одним из главных адептов войны с Россией.
Порталу «Эксперт Online» Кульчицкий дал интервью, в котором, в частности, говорилось: «Украинцы — хорошие воины. Трудно сказать, какую тактику мы выберем. На войне любая хороша. Лишь бы наши солдаты оставались живы, а ваши погибали. На дуэли мы драться точно не собираемся, но будем мочить вас в сортирах. И на вашей территории тоже. В ход будут пущены все средства. Будут рваться ваши вокзалы… Если вы думаете, что русский сапог будет ходить по Украине, то… он не будет ходить. Если вы вдруг посчитаете Крым российским, я не исключаю, что там начнётся подпольная террористическая деятельность… Я уже показывал им, как вас надо убивать. Я уже сказал им: „Ребята, так воевать нельзя. Москали вас всех передушат“. У нас будет много героев, но не посмертных».
Ирония судьбы заключается в том, что генерал-майор Кульчицкий как раз стал героем посмертным: 29 мая 2014 года ополченцы из ПЗРК сбили вертолёт, в котором летел человек, обещавший взрывать вокзалы. А 20 июня 2014 года Кульчицкий посмертно был удостоен звания Героя Украины.
Подозреваемый: украинский патриот с итальянским паспортом
1 батальон Национальной гвардии был сформирован из добровольцев-участников «Евромайдана». Одним из них и был Маркив.
Он родился на Тернопольщине, но в 2003 году вместе с матерью и сестрой переехал в Италию. Там Маркив получил итальянское гражданство, окончил колледж, работал диджеем, тренером по бодибилдингу. На исторической родине Маркив появился в декабре 2013 года, став активистом «Евромайдана». Он входил в так называемую 5 сотню Самообороны Майдана. После переворота Маркив добровольно поступил в Национальную гвардию.
В своих интервью, которые он давал на Украине, Маркив неоднократно говорил о своём участии в боях под Славянском как раз в те дни, когда был убиты Андреа Роккелли и Андрей Миронов.
Маркив продолжил служить в Национальной гвардии, и 30 июня 2017 года прилетел в Италию, чтобы навестить родных. Но в аэропорту он был задержан.
На Украине выразили возмущение задержанием гражданина их страны, но немного не разобрались в ситуации: Маркив является гражданином Италии, что значительно облегчает итальянским следственным органам работу с ним.
Что дальше?
В настоящее время Маркив задержан на шесть суток, и непонятно, как будут развиваться события дальше. Очевидно, что он единственный участник событий с украинской стороны, до которого прокуратура Италии в состоянии дотянуться в настоящее время. Но непонятно, есть ли на руках у следователей доказательства непосредственной причастности Виталия Маркива к гибели Андреа Роккелли.
Во всяком случае, это дело на сегодняшний день получило определённые перспективы. В отличие от многих других, где не фигурируют иностранные граждане: эти дела властями Украины надёжно похоронены.