Что будет с Арменией дальше и как эти изменения скажутся на отношениях страны с Россией и на
Глеб Иванов, АиФ.ru: — Почему Саргсян ушел в отставку и как ситуация будет развиваться дальше?
Константин Затулин: — Серж Саргсян сделал то, что от него мало кто ожидал: ушел в отставку. Очевидно, что его уход вызван не только протестами, но и недовольством крупных фигур в политическом классе Армении, интересы которых были так или иначе ущемлены Саргсяном. Думаю, что премьер принял решение об отставке, потеряв поддержку сторонников в кабинетах власти.
В настоящий момент исполняющий обязанности премьера Карен Карапетян кажется безальтернативным с точки зрения расклада сил в армянском парламенте. В отличие от Сержа Саргсяна у него нет отрицательного рейтинга. Его приход в премьеры в свое время позволил Республиканской партии выиграть парламентские выборы. За прошедшее время он не сделал ничего, что могло бы демонизировать его в глазах армянского общества. Он остается довольно популярным политиком в стране.
Но активное ядро протестующих во главе с Николом Пашиняном фигура Карапетяна не устраивает. Они хотят перманентной революции до победного конца, т. е. до своего прихода к власти. Сейчас Пашинян и его сторонники хотят на волне всеобщей эйфории выиграть досрочные выборы. В этом случае будет трудно избежать длительной дестабилизации внутриполитической обстановки и возможных столкновений между сторонниками и противниками власти.
Как ситуация будет складываться дальше, станет ясно из переговоров между Карапетяном и Пашиняном, которые назначены на 25 апреля. Но до сих пор Пашинян демонстрировал нежелание идти на какие-либо компромиссы.
— Как эти события скажутся на отношениях Армении с Россией?
— У меня нет сомнений в том, что любой здравый политик, вставший у руля Армении, подтвердит союзнические обязательства перед Россией. Но Пашинян слишком часто говорил о своем радикальном взгляде на внешнюю политику. Он сторонник выхода из Евразийского союза, сторонник выхода из ОДКБ, вывода российской базы из Гюмри. А это означает разрушение любых связей между Россией и Арменией в военно-политическом плане.
Россия до сих пор играла роль посредника между Азербайджаном и Арменией. Ведь, несмотря на то, что уровень контактов с Арменией у нас на порядок выше, Россия не признала напрямую Нагорный Карабах и поддерживает контакты с Баку. Все три сопредседателя Минской группы (Россия, Франция и США) имеют близкие позиции по карабахскому вопросу: считают, что ни в коем случае нельзя решать его военным путем. Тем не менее Азербайджан, который в последние годы значительно выправил свое экономическое положение, все больше посматривает в сторону Карабаха, понимая, что военное преимущество на его стороне. Для Баку это довольно рискованная внешняя политика, но с точки зрения внутриполитического расклада она укрепляет рейтинг президента Ильхама Алиева.
Поэтому разрыв военного сотрудничества с Россией может привести к тому, что в Азербайджане сделают вывод о слабости Армении и попытаются взять военный реванш в Карабахе. Сподвигнуть Баку на силовой вариант решения карабахской проблемы может и дестабилизация внутренней обстановки в Армении. Поэтому в интересах всех армян, чтобы нынешний кризис как можно скорее завершился.
— Пашинян хочет выйти из ОДКБ, хотя Россия — чуть ли не единственный военный гарант Армении. В чем его логика?
— Я все-таки думаю, что выкрикивать лозунги во время борьбы за власть и реально управлять страной — это две большие разницы. Мне кажется, что, если Пашинян возглавит правительство, он подтвердит все союзнические обязательства перед Россией. Другое дело, что с ним Москве вряд ли удастся выстроить доверительные отношения, учитывая его высказывания в прошлом. Если Пашинян придет к власти, у России могут возникнуть серьезные проблемы. В этом случае нам придется пересмотреть свой подход к Армении.
Россия не вмешивалась во внутриармянские события, и она, безусловно, поддержит любой выбор армянского народа. Но сейчас для Москвы как никогда важная внутренняя стабильность в Армении. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, с российской точки зрения лучше, если правительство возглавит Карапетян.