Турецкий бунт. Зачем Эрдоган выступил против постоянных членов Совбеза ООН?

Пять стран-победительниц во Второй мировой войне, получившие постоянные места в Совбезе ООН и право вето на принятие любых решений, «не должны решать судьбу человечества», считает президент Турции Реджеп Эрдоган.

   
   

«Мир больше пяти»

«Мир больше пяти», - так турецкий президент объяснил свое желание начать реформу международных отношений. Свое заявление он сделал  в парламенте Анголы во время визита в эту страну.

«Судьба человечества не может и не должна быть оставлена на милость горстке стран—победительниц во Второй мировой войне. Не прислушиваться к требованиям перемен означает проявление несправедливости к Африке и таким сильным странам континента, как Ангола», - заявил Эрдоган.

По словам турецкого лидера, его страна отвергает «западный ориенталистский подход» в Африке. «Турция знает, что Африка обогатила весь мир своей историей, культурой и народами, и ей известно о безмерном потенциале Африки во всех сферах»,— сказал он.

Нужна ли Совбезу ООН реформа?

Тема реформы Совета Безопасности ООН поднималась не раз. Совсем недавно, 27 сентября, о том, что количество постоянных и временных членов Совбеза необходимо расширить, говорил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Министр иностранных дел России Сергей Лавров также признавал, что «реформа точно назрела, это факт».

Сейчас Совбез состоит из 15 государств – 5 постоянных (Великобритания, Китай, РФ, США, Франция) и 10 временных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 стран каждый год. 10 непостоянных членов выбираются с учетом географической квоты. Пять стран - из числа африканских и азиатских, одно - от Восточной Европы, два – от Западной, еще два – от Латинской Америки.

Главная задача Совбеза – поддержание международного порядка и мира. Для этого, например, он может вводить санкции против стран-агрессоров. Решения Совбеза носят фактически обязательный характер, в отличие от решений Генассамблеи, которые скорее рекомендательные. При этом постоянные члены Совбеза имеют право вето, чем могут влиять на принимаемые решения.

   
   

Последние годы сам Совбез неоднократно подвергался различной критике из-за неспособности остановить конфликты. Звучали сомнения и по поводу права вето у постоянных членов. Так, организация Amnesty International  призвала их  добровольно отказаться от права вето в отношении решений, касающихся геноцида или массовых убийств. Глава Amnesty International Салил Шетти обвинял постоянных членов в том, что они используют право «только для того, чтобы продвигать собственные интересы».

Как реформировать Совбез ООН?

Как поменять эту систему, предложений масса. Французы предлагают расширить общее количество стран в СБ до 25, увеличив число как постоянных, так и непостоянных членов. Среди постоянных в Париже хотели бы видеть Германию, Бразилию, Индию и Японию. Французы также предлагали увеличить квоты для стран Африки, где у Франции традиционно большое влияние.

США раньше жестко выступали против расширения Совбеза, заявляя, что это может привести к затруднениям в принятии важных решений. Однако в 2010 году Барак Обама заявил, что в Вашингтоне хотели бы видеть Индию среди членов СБ. Уже тогда она рассматривалась как возможный союзник Вашингтона в борьбе с Китаем.  

Кроме того, США теперь хотят видеть среди членов СБ с правом вето Японию, против чего жестко выступает Китай, В Пекине считают, что представителей «исторического Запада» в Совбезе и так достаточно.

Россия же согласна, что расширение необходимо, но считает, что нельзя увеличить число постоянных членов, не изменив процедуру принятия решений. Как говорил бывший постпред России при ООН Юлий Воронцов, «это может привести к большему застопориванию системы и превращению Совета в «дискуссионный клуб».

«Совбез должен оставаться рабочим и управляемым органом. Даже сегодня нам требуется много часов и усилий, чтобы прийти к общей позиции. Если состав существенно расширится, то возрастут проблемы с координацией. Поэтому считаем оптимальным числом 20 с небольшим государств», - говорит зам. постпреда России при ООН Дмитрий Полянский. Москва, как и Китай, считает, что представителей «коллективного Запада» в Совбезе уже хватает, а значит, нет нужды приглашать туда Германию и Японию.

«Западные страны предлагают, прежде всего, Японию, Германию, может быть Индию. Т.е. те страны, которые будут действовать с ними в унисон, и чья политика мало отличается от политики США и их союзников, - объясняет АиФ.ru Александр Орлов, директор Центра исследований ООН и других международных организаций МГИМО. - Позиция России и Китая проста:  если руководствоваться принципом справедливого географического представительства, то правильнее было бы дополнить число постоянных членов представителями развивающихся стран - из Латинской Америки, Африки и Азии».

Что касается заявления Эрдогана, то тут видно его желание приподнять роль Турции. «Он заигрывает с развивающимися государствами, которые заинтересованы в том, чтобы отменить право вето, заигрывает с африканскими странами, поскольку у турецких компаний появляется все больше интересов в этом регионе», - считает Орлов. Однако для Совбеза такая инициатива ничего не хорошего не несет, считает эксперт, поскольку объективно это ведет к ослаблению Совбеза как механизма поддержания стабильности  во всем мире.