Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в дебатах 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, сфокусировавшись на тройной угрозе, с которой столкнулся мир: постковидное восстановление экономики, климатический кризис из-за высокого уровня углекислого газа и потенциальная гуманитарная катастрофа в Афганистане. «Аргументы и факты» знакомят читателей с тезисами президентской речи.
«Расширить глобальный доступ к вакцинам»
Тема дебатов на заседании Генассамблеи ООН звучала почти поэтично: «Укрепление жизнестойкости с верой в лучшее — в интересах возрождения после COVID-19, устойчивого восстановления, удовлетворения потребностей планеты, уважения прав людей и активизации деятельности Организации Объединённых Наций».
Касым-Жомарт Токаев как опытный бывший работник ООН (в 2011-2013 гг. он работал в Женеве в должности генерального директора отделения Организации Объединённых Наций) сразу захватил внимание аудитории. Начал с главной на сегодня глобальной проблемы — коронавируса.
«Экономические и социальные последствия [пандемии] продолжают оставаться очень тяжёлыми. Резко выросла безработица, сотни миллионов людей остались без средств к существованию. Сегодня более 130 миллионов человек живут в условиях крайней нищеты. Десятилетия прогресса в области развития могут быть сведены на нет. Во многих отношениях пандемия выявила нашу уязвимость и подчеркнула решающее значение мультилатерализма и международной солидарности. Мы должны восстановить более справедливый, устойчивый и гуманный мир», — сказал президент Казахстана.
Из конкретных прорывных инициатив Касым-Жомарт Токаев предложил незамедлительно расширить глобальный доступ к вакцинам от коронавируса, а также подтвердил готовность поделиться казахстанской вакциной QazVac на двусторонней основе или в рамках системы COVAX (всемирный проект ВОЗ, направленный на обеспечение равного доступа к вакцинам COVID-19. – Прим. ред.).
«Мы должны начать с обеспечения всеобщего и справедливого доступа к вакцинам. Этот вопрос должен быть решён с точки зрения глобальной этики и солидарности», — подчеркнул Токаев.
Напомним, недавно МИД Казахстана обменялся нотами о взаимном признании паспортов вакцинации с уполномоченными госорганами Венгрии, Грузии, Киргизии, Молдавии, Монголии, Таиланда и Турции. Белоруссия, Вьетнам, Египет и Оман в одностороннем порядке признали паспорта вакцинации иностранных государств, включая Казахстан, упростив таким образом въезд для гостей и туристов. На сегодня ведутся переговоры о взаимном признании паспортов вакцинации против COVID-19 со стратегическим союзником Россией.
Углеродная нейтральность к 2060 году
Вторая проблема, на которой акцентировал внимание мирового сообщества президент Казахстана, — рекордно высокий уровень углекислого газа на планете. В этой связи крупнейшая центральноазиатская республика столкнулась минувшим летом с беспрецедентной засухой, повлекшей гибель скота (только в одной Мангистауской области число павшего скота достигло 3 тысяч голов).
«Климат Казахстана как наиболее крупной страны, не имеющей выхода к морю, изменяется быстрее, чем в среднем по миру, что угрожает нашему населению и экономике, — констатировал Токаев. — За последние 75 лет средняя годовая температура повысилась на 2°C, в настоящее время серьёзные засухи случаются дважды каждые пять лет».
Глава Казахстана обратился с трибуны ООН к главам государств Центральной Азии с предложением создать региональный водно-гидроэнергетический консорциум.
Продолжая тему, президент Казахстан заявил о намерении страны достичь к 2060 году углеродной нейтральности, то есть сокращения до нуля выбросов углекислого газа и его аналогов предприятиями, работающими в республике. По словам Токаева, уже в октябре 2021 года правительство РК запускает национальную стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года, направленную на снижение энергоемкости ВВП на 50% по сравнению с уровнем 2008 года.
Проект безусловно амбициозен, поскольку в Казахстане на добычу, переработку, транспортировку, хранение и сжигание топлива приходится до 80% национальных выбросов парниковых газов. Тем не менее, по мнению постпреда Всемирного банка в Казахстане Жан-Франсуа Марто, «Казахстан движется в правильном направлении» и имеет потенциал для того, чтобы стать лидером в борьбе с изменением климата в Центральной Азии. Ожидается, что декарбонизация Казахстана начнётся в семи секторах экономики: энергетике, сельском и лесном хозяйстве, угольном, промышленном, транспортном секторах, сферах коммунальных услуг и управления отходами.
«Афганистан как подлинно суверенное государство»
Касым-Жомарт Токаев подробно остановился на ситуации вокруг Афганистана, подчеркнув, что видит будущий Афганистан как подлинно суверенное государство, живущее в мире с собой и со своими соседями. Но прежде всего, по мнению казахстанского президента, официальный Кабул должен выполнить свои международные обязательства и обеспечить, чтобы территория страны не превратилась в плацдарм для террористов, наркотрафика и торговцев людьми.
«Невзирая на наши политические или личные убеждения, мы не должны сейчас бросать народ Афганистана на произвол судьбы. Острая гуманитарная ситуация должна быть нашим главным приоритетом. Учреждения ООН и другие гуманитарные организации должны иметь немедленный, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ», — сказал Токаев.
По словам президента, Казахстан уже обеспечил временную передислокацию Миссии ООН по содействию Афганистану, а также готов предоставить логистическую платформу для доставки гуманитарной помощи в эту страну. Ранее спецпредставитель генсека ООН и глава Миссии ООН в Афганистане Дебора Лайонс выразила казахстанским властям сердечную благодарность за гостеприимство, превосходную организацию переезда и «твёрдую поддержку в эти трудные времена».
Говоря в целом о потенциале Организации Объединённых Наций, Касым-Жомарт Токаев уточнил, что Казахстан выдвинулся в качестве страны-кандидатуры в состав Совета ООН по правам человека на 2022-2024 гг. «В случае избрания Казахстан будет стремиться внести реальный вклад в работу Совета», — отметил президент. По его словам, находясь на евразийском перекрёстке цивилизаций, Казахстан по-прежнему привержен своей сбалансированной, конструктивной внешней политике.
«За 30 лет Независимости Казахстан стал зрелым и опытным государством, стремящимся укрепить свою приверженность демократии и содействовать более широкому участию граждан в управлении, — продолжал Токаев. — Сегодня региональная политика Казахстана направлена на постепенную замену политики „с нулевым результатом“ и принципом права на стороне сильного, „Большой игры“, подлинным сотрудничеством и „Большой выгодой“ для народов в сердце Азии».