Только «мова». Русские школы на Украине прекратили существование

1 сентября 2020 года станет настоящим праздником для патриотов Украины. Новый учебный год Незалежная встретит без русскоязычных школ.

   
   

Окончательное решение вопроса

Отказ от школьного образования на русском языке был предусмотрен принятым Верховной радой и подписанным президентом Украины Петром Порошенко в сентябре 2017 года законом «Об образовании».

Последующие законодательные нормы, принимавшиеся на Украине, лишь подтверждали языковые нормативы, утвержденные в 2017 году.

Право на обучение в школе на родном языке в течение всех 12 лет (на Украине в настоящее время вводится 12-летнее образование) сохранено за «коренными народами, не имеющими своего государства». Под этим термином в первую очередь подразумеваются крымские татары.

Вторая категория — нацменьшинства, родным для которых является один из языков Евросоюза. Для них предусмотрено обучение на родном языке в начальной школе. С 5 класса не менее 20% годового объема учебного времени в таких школах должно преподаваться на украинском языке с постепенным увеличением до 40 процентов в 9 классе. В старших классах на украинском языке будет читаться 60 процентов учебной программы.

В третью категорию попадают остальные национальные меньшинства, прежде всего русские. Для них предусмотрено получение образования в начальной школе на русском языке наряду с украинским, а уже с 5 класса 80 процентов школьной программы будет читаться на «мове».

Порошенко начал, Зеленский заканчивает

Данные нормы еще в 2017 году были жестко раскритикованы Венецианской комиссией: «Этот пункт не предусматривает решения для языков, не являющихся официальными языками ЕС, в частности для русского как наиболее широко используемого в Украине языка после государственного. Менее благоприятное отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому оно поднимает вопрос о дискриминационности нормы».

   
   

Тем не менее правительство Украины никаких изменений в законы вносить не стало.

Поскольку дискриминационные языковые нормы принимались при Петре Порошенко, многие жители юго-востока, голосовавшие за Владимира Зеленского, рассчитывали, что после его прихода к власти произойдет некоторая коррекция. Однако в октябре 2019 года министр образования Украины Анна Новосад, выступая в рамках ток-шоу «Эхо Украины» телеканала «Прямой», заявила: «Русскоязычные школы еще есть, однако с сентября 2020 года такие школы переходят на украинский язык обучения. Школы языков меньшинств, принадлежащих к языкам Европейского союза, — с сентября 2023 года. Собственно, и те и другие мы к этому переходу должны подготовить. Однако в этих школах, которые в основном будут учиться на украинском языке, все равно будет сохраняться возможность изучать свой предмет — „Родной язык“ — на родном языке».

Согласно официальным данным Министерства образования Украины, в 2018 году в стране было 622 школы, в которых основным языком преподавания был русский. Всего в них обучалось 277 512 детей. В основном школы эти расположены на юге и юго-востоке страны.

Теперь таких школ на Украине нет совсем.

Отсрочку Бужанского для русских школ «похоронили» в Раде

Депутат Рады от партии «Слуга народа» Максим Бужанский внес законопроект № 2362, предусматривающий изменения в пакет законов об украинизации. Главное положение инициативы — перенос перехода русских школ на украинский язык с 2020 на 2023 год. Предложение Бужанского было встречено в штыки не только националистами и партией Порошенко, но и многими коллегами депутата по фракции «Слуга народа». Основной лейтмотив — любая отсрочка в этом вопросе угрожает украинскому языку и украинской государственности.

Порошенко, выступая на митинге, так охарактеризовал автора инициативы об отсрочке украинизации русских школ: «Я слышал про этого мужчину, не мужчину, который любит фотографироваться голым, господин Бужанский, который думает, что это он поднимает этот флаг. Я прошу вас, не вспоминайте и не запоминайте эту фамилию. Он ничтожество».

Законопроект Бужанского должны были рассмотреть в середине июля, однако затем решение вопроса перенесли. В середине августа депутат заявил украинскому изданию «Страна», что его законопроект уже точно не будет принят до начала учебного года: «Между первым и вторым чтением должно пройти две недели, а за основу и в целом его не даст принять ЕС, даже если б вынесли... Я не буду его отзывать, пусть выносят в зал в любом случае».

Называя вещи своими именами, «слуги народа» попросту «слили» предложение Бужанского: после фактической ликвидации преподавания на русском языке к 1 сентября 2020 года восстановить его будет технически крайне сложно, если вообще возможно.

Донецк и Луганск будут учить детей на русском языке. Это право оплачено кровью

Напомним, первый президент независимой Украины Леонид Кравчук в 1991 году, обращаясь к русскоязычным соотечественникам, заявлял: «Ни в коем случае не будет допускаться насильственная украинизация русских. Любые попытки дискриминации по национальному признаку будут решительно пресекаться». Кравчук ныне здравствует и делает вид, что ничего подобного никогда не говорил. Современные украинские политики доводят политику насильственной украинизации до логического завершения.

Любопытно, что тот же Кравчук сейчас снова дает обещания, но теперь уже жителям ДНР и ЛНР. В случае возвращения республик под контроль Украины патриарх украинской политики сулит местным жителям возможность широкого использования русского языка.

В интервью «Украинскому радио» Кравчук сказал: «Если этот вопрос возникнет на Донбассе, то согласно европейским законам, ссылаясь на общеевропейские законы, мы можем поднимать вопрос не государственности русского языка, а вопрос применения этого языка, потому что конституцией гарантируется развитие и применение языков национальных меньшинств. И там нигде не написано о втором государственном языке. И в этих регионах можно предпринять шаги о более широком применении русского языка, и это не будет нарушением украинского закона».

Вряд ли население республик Донбасса нуждается в подачках Кравчука. Сегодня дети Донецка и Луганска, отправившиеся в школы, будут изучать предметы на русском языке без всяких условностей и ограничений, в отличие от своих сверстников из Киева, Харькова и Днепропетровска.

Это право было оплачено кровью. Тем же, кто смирился и принял правила жизни постмайданной Украины, предстоит ассимиляция и отказ от родного языка.