Тень независимости. Олег Царёв назвал главные ментальные проблемы Украины

Олег Царёв. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

24 августа Украина отмечает очередную годовщину независимости. О том, с чем страна подошла к этой дате, в чем «заслуга» «соросят» и что ждет украинцев дальше, aif.ru рассказал экс-депутат Верховной рады, политик Олег Царев.

   
   

Евгений Маслов, Aif.ru: — Олег Анатольевич, украинцам есть что праздновать?

Олег Царёв: — Украина сегодня полностью зависит от Запада. От поставок оружия и от финансовой помощи. В общем-то, это не секрет — украинские журналисты и политики об этом говорят открыто.

Украина и до 2022 года не была полностью независимой. Но сейчас зависимость стала критической. Страна — как больной в реанимации, который подсоединен ко всем внешним системам жизнеобеспечения.

— Если больного выведут из комы, придется платить по счетам. Внешние долги повиснут на будущих поколениях украинцев?

— Им сейчас внушают, что после победы, которая якобы просто затягивается, за счет России будут восстанавливать Украину, придут иностранные инвестиции, и уровень жизни в стране будет такой, как в США, Германии и т. п.

На самом деле сейчас Украина — объект, а не субъект политики. Мужчин закрыли в стране, выехать нельзя, их мобилизуют и отправляют на фронт. Инфраструктура разрушается, в том числе и энергетическая. Предприятия останавливаются, работы нет. Сельское хозяйство испытывает большие проблемы с экспортом. Все это убивает страну, и экономические перспективы у Украины самые мрачные.

   
   

Украина с началом СВО уже, кстати, проиграла. Можно говорить, выиграет ли или проиграет Россия, я уверен, что выиграет, но Украина уже проиграла. Она платит за амбиции Запада.

— Еще в 2014-м, во время майдана, Порошенко с трибуны рассказывал не о независимости, а о том, как Украина будет в ЕС. Получается, народу независимость не нужна?

— Украина изначально ментально не хотела быть независимой. Они вышли из-под контроля России, решили, что Запад более богатый, сильный, успешный, и начали подстраиваться под него. Очень часто российские политики говорят о том, что, смотрите, вы не независимые, у вас командуют американцы, англичане. Но значительная часть украинцев, особенно которые на западе страны, с этим согласна, и для них это совсем не плохо. Эти люди считают, что свои много воруют, поэтому пусть лучше придут иностранцы, завладеют всем, принесут деньги и технологии. Какая разница, на кого работать?!

— Они это решили в 90-е или после первого майдана и прихода Ющенко к власти?

— После развала СССР. Да, они продолжали ездить на заработки в Россию, но хотели жить как в Европе. Тут надо понимать, что происходило на Украине в 90-е. Значительный вклад в изменение ментальности украинцев внесли иностранные неправительственные организации. Они последовательно, долго, причем потратив небольшие деньги, сформировали некую элиту и привели ее к власти. Журналисты, помощники депутатов, помощники министров, в администрациях клерки средней руки — этих людей отправляли за рубеж, там учили, поддерживали грантами и, самое главное, все время следили за тем, чтоб у них был карьерный рост. Если кто-то их обижал, за них вступались на уровне посла США или европейских послов. За них просили в высоких кабинетах, после каждых выборов приходили со списками, чтобы этих людей назначили, продвинули. В конечном счете они добились того, что активное меньшинство прошло во власть и в общем-то диктовало свою точку зрения. А пассивное большинство было вынуждено внимать.

— Судя по тому, сколько было майданов начиная с 90-х, когда шахтеры на майдане касками стучали, украинцев не назовешь пассивными.

— Конечно, украинцы достаточно активная нация, но это управляемая активность. Майданы организовывало не такое большое количество людей. Майдан, когда начинался в 2013-м, из таких. Помните знаменитый разгон студентов? Там были некоторые студенты Киево-Могилянской академии, но в основном это были «соросята», которых свезли со всей страны. Они создавали массовку. Потом пошли туда уже другие люди, подхватившие протест.

— Как вы считаете, за все эти годы кто был лучшим президентом Украины?

— Каждый президент внес что-то свое для того, чтобы получилась та ситуация, которую мы сейчас видим. Не хотелось бы выбирать лучшего, потому что ни один из них не справился.

— У Украины есть шанс вступить в НАТО, ЕС, как им обещает Зеленский? Или может, наоборот, Польша прихватит себе Запад страны, как мечтают некоторые политики в Варшаве?

— НАТО — вполне возможно. Это идея Киссинджера: пообещать Украине, как морковку, вступление в Альянс, за то, что она откажется от части территорий и прекратит войну. Но при этом наверняка Киеву выдвинут кучу условий, и это будет не близкий путь. А путь в ЕС еще более дальний. Но в данном случае слово «никогда» я бы не рискнул сказать. Что касается Польши, при определенных условиях этот план может быть реализован — есть такой риск.

— И украинцы это воспримут нормально?

— Я школу оканчивал в Тернополе, местные еще в СССР говорили: «Пры Польщи краще было».

— Но есть еще Днепропетровск, Харьков, Одесса, там тоже люди к этому готовы?

— К сожалению, основные удары в рамках СВО сейчас идут по восточным регионам, и они не добавляют популярности России. И украинская мобилизация прошлась особенно сильно именно по восточным регионам. Сейчас больше всего на Украине страдают те люди, которые в 2014 году выходили на митинги и скандировали «Россия». Невозможно сейчас прогнозировать их отношение.

— Значит, не зря украинские политики сейчас признаются, что власть сделала много для расчеловечивания россиян?

— Без этого нельзя было бы послать столько людей на войну и заставить их убивать. Чтоб человек убивал человека — это не так просто. Когда на Крымском мосту гибнет семья, украинцы не переживают. За крымских знакомых и родственников — не переживают. И, к сожалению, значительная часть населения Украины радуется, когда что-то в России происходит. Неважно, у военных, у мирных людей. Власть очень долго работала над тем, чтобы расчеловечить русских. Сейчас это государственная идеология.

— Украинцам удастся сохранить страну?

— Недавно провели соцопрос: большая часть молодого населения готова сразу же выехать, как только откроются границы. Они не готовы оставаться в стране и прятаться от мобилизации. Старшее поколение — чуть меньше к этому готово, но по своим причинам. Но важно, что уже сейчас около половины населения выехало, и возвращаться назад, на Украину, у них нет желания. Они понимают, что страна разрушена, долги, работы нет. Пока сейчас курс гривны держится за счет беспрецедентных дотаций и заимствований из-за рубежа. Но уже через полгода, я думаю, что ручеек станет гораздо тоньше, и будет катастрофа.

Чем раньше Украина остановит войну, тем лучше для нее. Тем больше шансов, что она сохранится. Правда, для Зеленского и его команды это крайне невыгодно. Они у власти, пока идет война.

Переговоры и прекращение огня нужны США — у них через год выборы. Они могут подать как победу, что Россия не взяла Киев. Байдену этого достаточно. Старая Европа и Китай также «за». Великобритании мир не нужен, не зря они все время подкидывают какие-то провокационные вещи — вроде морских беспилотников. И команде Зеленского, повторюсь, мир не нужен. Прекратится конфликт — прекратится финансирование, он останется в разрушенной стране, где люди ему будут задавать вопросы, зачем он это все устроил. Погибшие люди, разрушенная страна, хотя можно было выполнить Минские соглашения и великолепно себе жить и работать на Украине.