Тайная дипломатия. Что стоит за отъездом Ходорковского в Германию

Михаил Ходорковский в Германии. © / Thomas Peter / Reuters

Только на этих выходных стало известно, что в освобождении Михаила Ходорковского активное участие принимала Германия, в частности её федеральный канцлер Ангела Меркель. Именно в эту страну Ходорковский улетел на частном самолёте сразу же после освобождения из колонии. Почему именно Германия была больше всех заинтересована в освобождении российского заключённого номер один? И почему немцам удалось то, чего в течение 10 лет не смогли добиться российские правозащитники? АиФ.ru узнал мнения экспертов.

   
   

«Ходорковский уже давно был раздражителем в российско-немецких отношениях, — говорит германский политолог Александр Рар, который был в курсе переговоров по освобождению заключённого бизнесмена. — Тень Ходорковского висела над всеми конференциями и консультациями, которые проходили между двумя странами в последние годы». По словам Рара, наиболее болезненной тема Ходорковского была для немецких инвесторов: они боялись вкладывать средства в российскую экономику из опасения, что права предпринимателей здесь не защищены. Это не единственная причина, почему Германия ходатайствовала об освобождении заключённого, но она тоже сыграла свою роль.

«Германия для России — приоритетный экономический партнёр, — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Исторически она поддерживает с Россией более тесные отношения, чем другие страны». Не так давно в Германию был проведён газопровод «Северный поток», напоминает эксперт.

Переговоры длиной два года

Рар отмечает, что переговоры по освобождению Ходорковского начались ещё 2,5 года назад и проходили по линии «тайной дипломатии». «Исторически между СССР и Германией действовали неофициальные каналы общения, — говорит Макаркин. — По ним можно было согласовывать интересы, договариваться о компромиссах. Возможно, эти неофициальные каналы продолжают работать и в настоящее время». В пользу этого предположения, по словам политолога, говорит тот факт, что с немецкой стороны к переговорам по освобождению Ходорковского был подключён Ганс-Дитрих Геншер, который в 1970–80-е годы возглавлял МИД Германии.

Михаил Ходорковский и экс-глава МИД Германии Ганс-Дитрих Геншер. Фото: Reuters / khodorkovsky.ru/Handout

Как и в советские годы, сегодня эти каналы показали свою надёжность, отмечает Рар. «Российская сторона может воспользоваться ими в своих целях так же, как это сегодня сделала немецкая сторона», — говорит он. О надёжности каналов говорит и то, что за 2,5 года переговоров по Ходорковскому ничего не просочилось в прессу. Например, по словам Рара, журналисты так и не узнали о том, что в июне 2012 года, когда Путин приезжал с официальным визитом в Германию через месяц после своей инаугурации, у него была закрытая встреча с Геншером по вопросу освобождения Ходорковского.

   
   

Рар отмечает, что переговоры с Путиным осложнялись тем, что в последние годы российско-германские отношения стремительно ухудшались. В 2011 году немецких правозащитников возмутил тот факт, что организация Netzwark Quadriga gGmbH собирается вручить Путину премию «Квадрига» за новаторский дух в политической деятельности и стремление к общественному благу. Разразился скандал, в результате премию не вручили. Кроме того, год назад Бундестаг принял официальную резолюцию с критикой российской внутренней политики. «В России происходили вещи, которые немцам очень не нравились: история с Pussy Riot, разгон демонстрации на Болотной, закон об НКО — всё это в Германии вызывало большое недоумение», — говорит немецкий политолог.

Что предложили Путину в обмен на Ходорковского?

Но, несмотря на это, Геншер при поддержке Ангелы Меркель продолжал дипломатические переговоры по Ходорковскому с российским правительством, отмечает Рар. «Переговоры велись без ультиматумов и без попыток одной стороны получить всё, а другой не оставить ничего. Это были тонкие переговоры. Каждая сторона должна остаться в выигрыше», — говорит Рар. Выигрыш германской стороны очевиден: Ходорковский на свободе. С выигрышем России (кроме репутационного) всё сложнее, о нём мы, возможно, никогда не узнаем. «90 % информации, которая передаётся по каналам тайной дипломатии, не становится достоянием общественности», — отмечает Рар. Случай с Ходорковским — исключение, поскольку это в тайне удержать было невозможно, подчёркивает он.

Макаркин предполагает, что Ходорковского могли «обменять» на двоих российских нелегалов, известных как супруги Аншлаг. Они были арестованы в Германии в 2011 году, а летом 2013 года над ними состоялся суд. Но эта версия подтвердится только в том случае, если разведчиков освободят в ближайшее время. Если этого не произойдёт, значит, Путину был предложен какой-то другой выкуп, более существенный, который дипломаты сохраняют в тайне.