Тайна мистера Эрдогана. Как турецкие «правозащитники» снабжают террористов

«Хрупкий груз»

Оригинальным способом решили доказать несправедливость обвинений в сотрудничестве с «Исламским государством» (террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена по решению Верховного суда) власти Турции.

   
   

26 ноября турецкая полиция арестовала шеф-редактора и корреспондента турецкой газеты «Республика» Джана Дюндара и Эрдема Гюля за статью о поставках турецкими властями оружия боевикам ИГ. Об аресте сообщает агентство Dogan.

Журналисты обвиняются в участии в террористической организации и шпионаже.

Поводом для подобных обвинений стал материал, опубликованный в газете «Республика» 29 мая 2015 года. В нем рассказывалось о том, что турецкие полицейские остановили для досмотра двигавшийся к границе с Сирией грузовик, официально принадлежащий турецкой правозащитной организации Humanitarian Relief Foundation (IHH). Согласно документам, грузовик вез гуманитарную помощь в виде лекарств. Однако, когда полицейские открыли ящики с надписью «Хрупкий груз», то обнаружили вовсе не медикаменты.

На сайте газеты «Республика» была выложена видеозапись досмотра машины, сделанная полицейскими. В ящиках были обнаружены 1000 выстрелов для миномета, более сотни выстрелов для гранатомета, 80 000 патронов к стрелковому оружию и многое другое.

Вскоре к месту задержания грузовика прибыли представители турецкой разведки MIT, заявившие, что груз принадлежит им. Разумеется, полиция была отстранена от дальнейшего разбирательства, но кто-то из сотрудников правоохранительных органов передал видеозапись журналистам.

«Они заплатят за это высокую цену»

После того, как газета «Республика» опубликовала этот материал, президент Турци Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Эта газета занимается шпионской деятельностью. Человек, опубликовавший эту историю, заплатит за это высокую цену. Я не позволю ему уйти от ответственности».

   
   

Спустя несколько дней Эрдоган перешел от слов к делу. Он подал в суд на главного редактора «Республики» Джана Дюндара. В иске указывалось, что публикации «не соответствуют действительности», данные для статей «были сфальсифицированы и получены от параллельной структуры». Одновременно президент обвинял Дюндара в шпионской деятельности и раскрытии гостайн.

В качестве наказания для журналиста Эрдоган потребовал, по совокупности преступлений, двух пожизненных заключений и еще 42 лет лишения свободы.

Летом, однако, до ареста оппозиционных журналистов дело не дошло — возможно потому, что предстояли парламентские выборы и президенту в этот период не нужен был громкий скандал, связанный с делом, чрезвычайно похожим на политическую расправу.

Арест Джана Дюндара и Эрдема Гюля произошел в тот момент, когда после уничтожения турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24 в мировых СМИ появились статьи, в которых говорится о сотрудничестве турецких спецслужб с боевиками в Сирии, в том числе и с террористами «Исламского государства».

Гуманитарная помощь с «сюрпризом»

В самой Турции задержание грузовика с оружием для сирийских боевиков в мае 2015 года было не первым подобным случаем.

В январе 2014 года в турецкой провинции Хатай был остановлен грузовик, принадлежащий все той же правозащитной организации IHH. По документам груз проходил как гуманитарная помощь, однако вместо нее в машине были обнаружены автоматы, гранатометы, боеприпасы и другое военное имущество.

Прокурор провинции постановил начать расследование, однако оно было заблокировано представителями МВД Турции и турецкой разведки. Упрямый прокурор попытался обжаловать это решение, после чего был отправлен в отставку. Вслед за этим со службы уволили и полицейских, остановивших злополучный грузовик.

Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что данная история была провокацией, организованной его политическими противниками, дабы опорочить его самого и партию власти.

Интерес представляет сама правозащитная организация IHH, под эгидой которой происходят такие интересные вещи. В первый раз в Турции о ней громко заговорили в далеком 1997 году. Тогда турецкая полиция провела обыск в ее офисе и вместо ящиков с продуктами и лекарствами обнаружила стрелковое оружие, взрывчатку и инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств. Найденные в офисе материалы свидетельствовали о причастности организации к террористической деятельности в Афганистане, Боснии и Герцеговине, а также Чечне.

Волонтер из IHH оказался террористом, бравшим в заложники россиян

В 2010 году разразился громкий политический скандал между Турцией и Израилем, когда спецназ Израиля, применив силу, остановил так называемую «флотилию свободы», пытавшуюся прорвать блокаду сектора Газа. МИД Израиля заявил, что спецназ, высадившийся на лодки, наткнулся на агрессивное сопротивление крепких мужчин, выступавших под видом волонтеров IHH. Волонтеры вступили в столкновении с израильтянами, обещая умереть за ислам. На самом деле, на одном из судов дело дошло до кровопролития, были убиты 9 и ранены 30 участников «флотилии свободы», а также 15 израильских солдат.

В ходе обыска судна израильтяне обнаружили документы, которые свидетельствовали, что правозащитники из IHH тесно связаны не только с турецкой разведкой, но и лично с Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Еще один интересный момент — среди раненых израильтянами волонтеров IHH оказался некто Эрдинч Текир. В 1996 году этот человек участвовал в захвате парома «Авразия» в Черном море. Участники акции взяли в заложники более 100 россиян и угрожали расстрелять их, если не будет прекращен штурм села Первомайское, где в этот момент была окружена бандгруппировка Салмана Радуева. После двух дней переговоров террористы сдались властям Турции. Эрдинч Текир, отбыв в турецкой тюрьме срок за терроризм, продолжил свою деятельность в правозащитной организации IHH.

Что случилось в Аазазе?

И последнее. 25 ноября турецкие СМИ сообщили о том, что в сирийском городе Аазаз, расположенном в 5 километрах от границы с Турцией, неизвестные самолеты разбомбили гуманитарный конвой из 20 грузовиков. Затем в турецких СМИ появилась информация о том, что удар нанесла российская авиация. Затем русская служба Би-Би-Си со ссылкой на турецких правозащитников опубликовала сообщение о том, что удар действительно был нанесен российской авиацией, а груз принадлежал правозащитной организации IHH.

Позднее представитель IHH заявил, что гуманитарный груз в Аазазе принадлежал не им, хотя в городе и работают волонтерские группы организации. В Минобороны России в ответ заявили, что никакой гуманитарный груз не бомбили, и информация об этом — обычный «вброс». «Рекомендуем в следующий раз загоревшийся конвой грузовиков с боеприпасами для боевиков, действующих севернее Алеппо, не выдавать за «гуманитарную помощь», — заявил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.