Свежие силы. Кто присоединяется к операции РФ в Сирии?

Президент Сирии Башар Асад высоко оценил усилия всех дружественных стран по повышению безопасности Сирии в борьбе с терроризмом. Особую роль он отдал России и Ирану.

   
   

Решительное продвижение

За две с небольшим недели антитеррористической операции ВС РФ в Сирии удалось добиться таких успехов, какие и не снились западной коалиции, «противостоящей» терроризму уже больше года.

В среду агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило о том, что в Сирии готовится большое наступление на Алеппо с участием российской авиации, а в четверг поступило известие о том, что боевики ИГ* стали отступать в массовом порядке.

Официальный представитель Министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков отметил, что российскими средствами разведки было зафиксировано изменение логистической системы террористов по снабжению боеприпасами, вооружением и материальными средствами. Россия в ответ на это увеличила количество разведполётов своей авиации и беспилотников.

В этот же день, вопреки ожиданиям, сирийская армия начала наступление на позиции боевиков в другой провинции — Хомс, в результате чего была освобождена деревня Хальдийе. Кроме того, в четверг в результате действий российской авиации в Хомсе был уничтожен главарь крупной террористической группировки «Ахрар аш-Шам», уроженец Чечни Абу Бакр Аш-Шишани, сообщило агентство РИА «Новости» со ссылкой на военный источник.

Однако, несмотря ни на что, западная коалиция по-прежнему не поддерживает активные действия РФ в Сирии, продолжая наносить абсолютно нелогичные удары, «эффективность» которых уже давно вызывает сомнения — например, когда они направлены на электростанции или объекты инфраструктуры.

Россия, Иран… Куба?

Однако на сегодняшний день российские лётчики не являются единственной силой, противостоящей угрозе «Исламского государства». Так кто же обеспечивает наземную часть операции против террористов?

   
   

Во-первых, всё ещё в строю, хоть и изрядно устала, сирийская правительственная армия.

Во-вторых, в среду стало известно о прибытии в Сирию порядка тысячи военнослужащих из Ирана и движения «Хизбалла». Об этом СМИ писали со ссылкой на высокопоставленного представителя Министерства обороны США. По данным израильской разведки, их количество насчитывает не менее 3 тысяч. По словам американского источника The Daily Beast, готовящееся совместное наступление является самым значительным признаком усиления координации действий Сирии, России и Ирана.

Продвижение иранских войск, по мнению издания, является попыткой Башара Асада и его союзников воспользоваться преимуществами, предоставленными недавними российскими бомбардировками, чтобы отвоевать часть важнейших городов страны.

«С тех пор, как закончилась война между Ираном и Ираком, Иран старался не использовать собственные войска в боевых действиях в регионе и вместо этого привлекал к борьбе участников палестинских вооружённых формирований и шиитских боевиков в Ливане, Ираке и Йемене. То, что они открыто посылают иранских военнослужащих воевать в Сирию, свидетельствует об их приверженности Асаду», — приводит The Daily Beast слова старшего научного сотрудника Carnegie Endowment for International Peace Карима Саджадпура.

В-третьих, в четверг американский канал Fox News со ссылкой на представителя Пентагона подтвердил информацию о том, что на стороне Башара Асада сражаются также военнослужащие кубинской армии. Кубинцы, в частности, были замечены в танковых подразделениях сирийской армии. «Есть доказательства присутствия в Сирии кубинских военизированных формирований и войск специального назначения», — заверил источник.

По данным телеканала, кубинские спецназовцы прошли обучение в России, а потом были переброшены на Ближний Восток. Опрошенных телеканалом экспертов, впрочем, это не удивляет с учётом многолетнего тесного сотрудничества России и Кубы в военной сфере.

По данным специалистов Института кубинско-американских исследований Университета Майями, незадолго до этого в Сирии побывала делегация, возглавляемая министром Революционных вооружённых сил Кубы генералом Леопольдо Синтра Фриасом. Тогда же он заявил о готовности помочь Дамаску.

Методы военной дипломатии

Число союзников официального Дамаска может и расшириться, но для их привлечения требуются методы дипломатии, отмечают эксперты.

Так, поддерживает борьбу против ИГ в Сирии Китай — в основном, морально, но в международной дипломатии и это даёт определённые бонусы. КНР понимает тревогу России в плане исламской угрозы своей стране, так как у Поднебесной есть серьёзные опасения по поводу возвращения в Пекин террористов-уйгуров из Сирии. Об этом рассказала арабским журналистам советник президента Асада Бусейна Шаабан после встречи с заместителем министра иностранных дел КНР Чжаном Мином.

Помимо сирийской правительственной армии, ИГ противостоит и курдское ополчение. Начало гражданской войны в Сирии отвлекло внимание правительства от решения проблемы курдов, а зря. По мнению ряда экспертов, курды, пообещай им Асад расширение автономии, стали бы его верными союзниками.

Но на сегодняшний день вооружённые формирования курдской партии «Демократический союз» (ДС) присоединились к военному альянсу «Демократические силы Сирии», который включает в себя также умеренную сирийскую оппозицию, поддерживаемую США. Вместе они ведут посильную борьбу с ИГ. Если бы действия курдов и правительственной армии были бы совместными и скоординированными — это повысило бы суммарный эффект операции, уверены эсперты.

Особенно в свете того, что, по некоторой информации, США решили свернуть дорогостоящую программу обучения сирийских «повстанцев». Последний раз, когда американцы перебросили из лагерей в Турции вооружённых до зубов и обученных «оппозиционеров» в Сирию, те тут же примкнули к джихадистам, передав им всё оружие и технику.

Что касается взаимодействия России и США — оно сводится лишь к урегулированию вопросов безопасности в воздушном пространстве при осуществлении полётов. На то, чтобы хотя бы «сблизить позиции» по этому вопросу, России и американским партнёрам понадобилось уже три видеоконференции.


*Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.