Свастика на Рождество. Почему Латвии не избавиться от нацистской репутации?

Елка в Лиелварде. © / Скриншот видео Ruptly

Ничто не бывает таким прочным, как дурная репутация. И если ты даже не имеешь в виду ничего дурного, твое «портфолио» неизбежно начинает тянуть тебя на дно. Ровно такая ситуация сейчас сложилась в Латвии.

   
   

Городок наш ничего...

Латвийский город Лиелварде украсили к предстоящим рождественским праздникам. Местные власти с гордостью выложили в соцсетях фотографии инсталляции в виде светящейся ели. Однако многим при просмотре снимков стало не по себе, ибо в композицию была включена свастика.

Сами жители Лиелварде уверяют, что ничего худого не имели в виду, и им можно верить.

Маленький городок с населением в 6 тысяч человек имеет более чем 800-летнюю историю. Он пережил власть Ливонского ордена, поляков, шведов, едва ли не подчистую вымер во время Великой чумы, 200 лет провел в составе Российской империи.

В советские годы Лиелварде стал известен благодаря колхозу-миллионеру «Лачплесис», который организовал после войны фронтовик Эдгар Каулиньш. Колхоз гремел на весь Союз, создав агропромышленное производство полного цикла: от выращивания разнообразной сельскохозяйственной продукции до ее переработки в собственном консервном цехе, где выпускались соки, консервированные овощи и фрукты. Здесь была даже приносившая колоссальную прибыль звероферма, а также выпускалось пиво собственной марки.

Это чудо-предприятие разграбили и растащили по частям в 1996 году, во времена уже глубоко независимой Латвии. Из всего колхозного производства уцелела только пивоварня, которую продали скандинавам. Но вместо своего пива она теперь варит продукцию по зарубежному рецепту.

Угунскрустс и Ugunskrusts

Прославился городок также благодаря лиелвардским поясам, являющимся элементом национального латышского костюма.

   
   

Вот в их орнаменте как раз и встречается угунскрустс, «огненный крест», представляющий из себя правостороннюю свастику.

Пояс от народного латышского костюма. Фото: Commons.wikimedia.org/ Andreja Pumpura Lielvārdes muzejs

Очевидно, что угунскрустс возник куда раньше, чем в Германии появились нацисты, так что в рождественском орнаменте Лиелварде криминала с формальной точки зрения нет.

Но вот какой интересный момент — в 1932 году в Риге была официально зарегистрирована организация Ugunskrusts, чья риторика и стилистика до боли напоминала НСДАП. С той лишь разницей, что, обвиняя во всех грехах и недостатках Латвии евреев, активисты присоединяли к ним русских и... немцев. Любопытно, что закрыли Ugunskrusts вскоре после прихода к власти в Германии нацистов.

Члены организации быстро перестроились на почитание Гитлера, но в 1934 году лидеров отправили в тюрьму. Дело в том, что в Латвии произошел переворот, установивший диктатуру Карлиса Ульманиса, возжелавшего стать своеообразным «латвийским фюрером». Ульманис никакой конкуренции терпеть не собирался, «зачистив» как левых, так и правых.

Изверги из «команды Арайса»

Но «природные» латвийские нацисты никуда не делись. Из них в 1941 году гитлеровцы формировали «вспомогательную полицию», поразившую самих немцев в рвении при истреблении евреев.

Особенно «прославилась» «команда Арайса» — подразделение, возглавляемое штурмбаннфюрером СС Виктором Арайсом.

Зверства «команды Арайса» были чудовищными. К началу декабря 1941 года, согласно отчету СС-айнзацгруппы «А», в Латвии было уничтожено уже более 35 тысяч евреев, а за всю войну из более чем 80 тысяч латвийских евреев уцелело только 162 человека. При этом число жертв «команды Арайса» колеблется от 26 до 60 тысяч человек.

После войны на членов «команды Арайса» началась настоящая охота. В СССР были осуждены более 300 латвийских карателей. Сам Виктор Арайс под чужим именем скрывался в ФРГ вплоть до 1975 года, когда его арестовали. В декабре 1979 года он был приговорен к пожизненному заключению. 

Орнамент и политика

После распада СССР независимая Латвия не придумала ничего лучше, чем начать возведение в ранг героев вот этих самых «борцов за свободу» — карателей, нацистов, извергов. А для пущей красоты власти учредили институт «неграждан», лишив гражданских прав треть населения республики.

На фоне всего этого угунскрустс в орнаменте неизбежно стал восприниматься как отражение идеологии латвийского государства, густо замешанной на нацизме.

Снос памятников советским воинам, разгромившим нацизм, в Латвии начался не в 2022 году, а значительно раньше. К примеру, еще в 2016 году в городе Лимбажи был демонтирован мемориал, установленный в 1974 году в честь советских моряков, погибших в бою за город 4 июля 1941 года. Поводом объявлялось «аварийное состояние монумента». Это происходило в условиях действия российско-латвийского договора, предусматривавшего содержание монументов в хорошем состоянии.

Но в мае 2022 года Сейм Латвии приостановил действие договора. Правительство страны в июле одобрило снос 69 воинских памятников времен СССР.

Откровенно нацистские высказывания латвийских политиков, военная помощь киевскому режиму — как в этих условиях может восприниматься свастика в рождественском украшении?

И хотелось бы видеть в этом просто культуру, но это теперь так же нереально, как восстановление колхоза «Лачплесис». Латвия создала себе устойчивую репутацию, и от нее уже не убежать.