В год тридцатилетия независимости Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев утвердил общенациональные приоритеты республики до 2025 года, подписав Национальный план развития, который закладывает фундамент для кардинальных институциональных и отраслевых реформ, направленных на повышение качества жизни и благосостояния населения. «Аргументы и факты» проанализировали этот стратегический документ.
Глобальные экономические тренды
Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года разработан по поручению президента Касым-Жомарта Токаева Министерством национальной экономики совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам. Нацплан определяет, по сути, параметры нового экономического курса страны.
«В документе отражено стратегическое видение развития важнейших отраслей, ориентиры по совершенствованию ключевых политик, направленных на нивелирование последствий коронакризиса и обеспечение устойчивого, инклюзивного и качественного развития экономики в условиях новой экономической реальности и текущих глобальных тенденций», — прокомментировали в министерстве.
В сфере экономической и торговой дипломатии планируется довести объёмы несырьевого экспорта товаров и услуг до 41 млрд долларов, а объёмы валового притока прямых иностранных инвестиций — до 30 млрд долларов. В части сбалансированного территориального развития стоит задача сократить разрыв развития по валовому региональному продукту на душу населения между регионами до 2,7.
Благодаря мерам социально-экономического характера власти Казахстана поставили амбициозную задачу увеличить продолжительность жизни казахстанцев до 75 лет (по данным Всемирного банка, средняя продолжительность жизни в РК в 2017 году составляла 72,95 года).
Среди задач, утверждённых в общенациональных приоритетах республики до 2025 года, можно отметить планы в сфере жилищного строительства: в городах — создать новые жилые массивы бюджетного класса, а в сельской местности — решить вопрос жилищного строительства через возмещение государством до 50% расходов работодателей на строительство жилья для своих работников. В сфере здравоохранения — разработать единый маршрут ребёнка с особыми потребностями и его семьи, а также упростить процедуры установления инвалидности. В сфере образования — предоставить бесплатный доступ к казахстанским образовательным интернет-ресурсам, а также повысить размер стипендии для студентов медицинских вузов. В сфере защиты интересов граждан — восстановить штат подразделений по защите женщин и детей от насилия при МВД, внедрить системы видеонаблюдения в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, предусматривающие охват «невидимых» зон, а также рассмотреть исключение нормы о пожизненном лишении адвоката лицензии.
По мнению эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева Айман Жусуповой, Казахстан ставит достаточно амбициозные цели в сфере экономической политики. «Пандемия стала стресс-тестом для всех государств. В этих условиях Казахстан, смог быстро и успешно мобилизоваться, эффективно перестроив работу с учётом полученного опыта», — считает эксперт.
Повысить уровень конкурентоспособности
Важно, что Казахстан с большим вниманием следит за тем, какие позиции занимает страна в общепризнанных мировых рейтингах. В новом национальном плане развития до 2025 года прописаны конкретные показатели, которых страна должна добиться в международных рейтингах. Приведем лишь некоторые ключевые параметры.
В мировом рейтинге университетов Quacquarelli Symonds World University Rankings поставлена задача представлять Казахстан не менее чем тремя казахстанскими вузами в топ-200. По Индексу верховенства закона от Всемирного проекта правосудия (World Justice Project) стоит задача достичь результата в 0,56 балла. В рамках приоритета «Новая модель государственного управления» планируется достижение не менее 74 процентиля по Индексу эффективности государственного управления от Всемирного банка, а также достижение оценки в 45 баллов по Индексу восприятия коррупции от Transparency International.
В рамках направления «Укрепление национальной безопасности» ставится задача достичь не менее 50 процентиля по Индексу политической стабильности и отсутствия насилия/терроризма от Всемирного банка. Также планируется достичь не ниже 50 места в категории «Институты» в Глобальном индексе конкурентоспособности от Всемирного экономического форума, а также не менее 50 процентиля по Индексу учёта мнения населения и подотчётности государственных органов от Всемирного банка.
Кроме того, в планах Казахстана — реализовать концепцию Smart City («Умный город») на основе «эталонного» стандарта, учитывающего опыт Нур-Султана и других городов, с применением высокотехнологичных решений для рационального использования и управления ресурсами. «Цифровые технологии будут внедрены в сферы жизнедеятельности городов, включая образование, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, безопасность, социальную сферу, управление города, строительство, развитие бизнеса, туризма и экологию», — говорится в указе президента Токаева.
Ещё один «город» планируется построить для развития образовательной инфраструктуры. Речь идет об Al-Farabi Knowledge City («Городе знаний аль-Фараби») с сетью организаций образования, образовательных проектов, объединённых единой концепцией образовательного контента цифровой платформы Alpharabius.kz.
«В совокупности все индикаторы должны отражать достижение нашей главной цели: повышение уровня конкурентоспособности и вхождение в число наиболее развитых государств мира», — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Высшего совета по реформам.
Символично, что накануне глава Казахстана пообщался с известным философом, экспертом в области международных отношений, профессором Стэнфордского университета Фрэнсисом Фукуямой, входящим в топ-100 мировых мыслителей. Президент рассказал учёному о проводимых в Казахстане реформах, а также о ключевых приоритетах страны на внешнеполитической арене, в том числе в Центральной Азии. Профессор Фукуяма выразил надежду на дальнейшее плодотворное взаимодействие по наиболее актуальным вопросам международной политики.