Скандально известный экс-посол Украины в Германии (а ныне замглавы МИД Украины) Андрей Мельник назвал «отвратительной старой ведьмой» депутата бундестага от Левой партии Сару Вагенкнехт за то, что она призвала правительство не поставлять на Украину немецкие танки.
Вагенкнехт выразила мнение, что поставки оружия на Украину лишь разжигают конфликт. Она напомнила, что большая часть населения страны не поддерживает такой шаг властей. На этой украинский чиновник, ранее обозвавший немецкого канцлера Олафа Шольца «обиженной ливерной колбасой», отреагировал постом в Twitter, в котором назвал депутата «ведьмой».
Почему европейские чиновники терпят оскорбления со стороны украинских властей и поставит ли Берлин Киеву танки, aif.ru выяснял у ведущего научного сотрудника Института Европы РАН Сергея Федорова.
Глеб Иванов, aif.ru: Сергей Матвеевич, почему все-таки такое поведение украинских властей в Европе пропускают мимо ушей?
Сергей Федоров: — В Европе сложился устойчивый образ Украины как «жертвы», а «жертвам» очень сложно отвечать. Критиковать сейчас Украину на Западе — это в принципе дурной тон, а речь идет о поставках танков, которые немцы требуют от Берлина при поддержке значительной части немецких союзников. Как-то отвечать в такой ситуации немецким чиновникам очень трудно, чем украинцы и пользуются. Они вообще используют каждый такой скандал для того, чтобы максимально распиарить интересующую их тему.
Единственные, с кем такой подход не работает, — это американцы. Мы помним, что Маск очень жестко отреагировал на оскорбления его в соцсетях, когда выдвинул свой план мирного урегулирования. Киев чуть не лишился средств связи. Им пришлось принести Маску извинения, и то дело решилось только после вмешательства Пентагона. Европейцы на такой жесткий отпор явно не способны.
Еще одна причина — за последние годы в целом культура публичной дипломатии очень сильно упала. Публичные переругивания и оскорбления в эпоху соцсетей — это норма для нашего времени.
— Как вы считаете, уступят ли немцы в конце концов в вопросе поставок танков?
— Я думаю, что уступят, однако вопрос в том, в какой форме.
Они могут согласиться поставить, допустим, несколько десятков танков или могут запустить конвейером свою промышленность для постоянных поставок танков Украине. Я думаю, что до второго все-таки не дойдет. Еще Берлин, скорее всего, согласится на поставки Украине «Леопардов» из других стран. Сигналы об этом уже идут. Да и мы видим, что разрешения немцев не очень-то спрашивают. Поляки и вовсе заявили, что поставят танки без разрешения, о том же думают норвежцы.
Но тут опять же вопрос в том, сколько танков Киеву удастся выбить. Пара десятков проблемы их не решит. Им нужно больше. Можно наскрести танки по сусекам со всех европейских стран, куда их поставляла Германия, но надолго ли этого хватит?
— Почему такое давление именно на Германию? Ведь свои танки есть у США, Франции, Великобритании...
— Во-первых, Германия ближе всего, логистически поставить их будет гораздо быстрее и проще, чем везти, допустим, через океан.
Во-вторых, давление на США, от которых Украина очень сильно зависит, как мы уже говорили, не работает. А что касается Франции, то Макрон ведет себя более решительно и жестко. С одной стороны, он вроде бы сказал, что будут осуществляться поставки французских легких танков, с другой стороны, их будет немного, а французские тяжелые танки в большом количестве сейчас произвести нельзя, поэтому и разговор вести не о чем. Немцы же больше всех прогибаются под давлением.
Наконец, США, которые фактически управляют этим процессом, были бы, конечно, очень рады, если бы все немецкие танки из европейских стран были бы переданы Украине, а на их место были бы заказаны уже американские танки. Как это произошло в Польше. Поэтому тут есть еще момент торговой борьбы между США и Германией. И кажется, победитель известен заранее.