Переписывание истории и война с памятниками — это тренд в ряде стран постсоветского пространства и Восточной Европы.
Причем обострение происходит в странах, где, казалось бы, страсти утихли много лет назад. Польша отказалась от социализма три десятка лет тому назад, однако сегодня там с особым рвением демонтируют памятники советским воинам, освобождавшим страну от гитлеровцев. В Болгарии осквернение монументов, установленных в честь воинов-освободителей, стало практически нормой.
Последнее сражение войны
В последние недели неспокойно в Чехии. Там «борцы с советской оккупацией» ополчились на памятник Ивану Коневу.
Пражская операция, проводимая силами трех советских фронтов, стала последним крупным сражением Второй мировой войны в Европе.
В тот момент, когда Гитлер уже отправился на тот свет, а в Берлине подавляли последние очаги сопротивления, в Чехословакии продолжались кровопролитные бои.
Группа армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Фердинанда Шернера, насчитывавшая 900 000 солдат и офицеров, 1900 танков, около 1000 самолетов и 9700 орудий, отказывалась сдаваться. Немецкое командование собиралось превратить Прагу в последний рубеж обороны и драться до тех пор, пока город не превратится в руины.
Командующий 1-м Украинским фронтом Иван Конев получил приказ завершить боевые действия в Берлине и перебросить высвободившиеся войска для стремительного наступления на Прагу с севера.
Время было дорого — каждый день задержки позволял немцам закрепиться, что значительно осложняло ситуацию. Кроме того, 5 мая в Праге началось антигитлеровское восстание, которое Шернер приказал подавить любой ценой, не считаясь с разрушениями.
Наступление советских войск велось круглосуточно. Танковые ударные группировки проходили в сутки с боями от 30 до 50 километров.
От памятника танкистам избавились еще в 1991-м. Сейчас добрались до маршала
В 3 часа ночи 9 мая 1945 года передовые части 3-й гвардейской и 4-й гвардейской танковых армий 1-го Украинского фронта вступили в Прагу.
Командир первого танка, пришедшего на помощь восставшим, 25-летний лейтенант Иван Гончаренко погиб в тот день в бою за Манесов мост.
Именем Гончаренко названа улица в Праге в районе Прага-4. В честь его подвига в Праге был установлен памятник советским танкистам — танк на постаменте.
Над этим памятником чехи надругались. После «бархатной революции» в 1991 году танк был перекрашен в розовый цвет художником Давидом Черни, потом демонтирован с постамента и ныне используется в качестве символа оккупации Чехословакии советскими войсками.
В 2019 году добрались до памятника маршалу Ивану Коневу. Командующего 1-м Украинским фронтом сами чехи раньше называли освободителем Праги. На здании городской ратуши многие годы находилась доска, надпись на которой гласила: «9 мая 1945 года стремительным ударом войска 1-го Украинского фронта доблестной Красной Армии под командованием Героя Советского Союза Маршала Ивана Степановича Конева освободили восставшую против немецких оккупантов Прагу. В благодарность маршал И. С. Конев избран почетным жителем г. Праги».
В 1980 году, к 35-летию освобождения города, в Праге по проекту чехословацкого скульптора Зденека Крыбуса был воздвигнут памятник маршалу.
Памятник расположен в районе Прага-6, который считается престижным. Однако в последнее время монумент периодически стал подвергаться нападениями вандалов, обливавших его краской. Злоумышленники всякий раз успешно скрывались.
В 2017 году по-тихому убрали памятную доску в честь Конева с городской ратуши. А после того, как в августе 2019 года в очередной раз облили краской монумент, власти района загородили его лесами.
Личная инициатива господина Коларжа
И тут взбунтовались местные жители, заподозрившие, что дело идет к демонтажу. Тем более что руководство Праги-6 стало заявлять — памятник, дескать, проблемный и вызывает недовольство горожан.
После того, как горожане продемонстрировали желание оставить фигуру Конева на месте, леса убрали. Однако теперь власти Праги-6 заявляют — памятник должен быть либо перенесен на территорию посольства России, либо передан в частную коллекцию
«Застрельщиком» происходящего является староста района Прага-6 Ондржей Коларж. Этот политик, исповедующий крайне правые взгляды, с памятником воюет давно. С его подачи на монументе появилась надпись, что Конев в 1956 году подавлял Венгерское восстание, в 1961 году участвовал в строительстве Берлинской стены.
В подавлении Пражской весны в 1968 году Конев, находившийся на пенсии, принимать участия не мог, но Коларж и здесь придумал формулировку — маршал якобы «лично поддержал проведение информационной разведки перед вторжением войск Варшавского договора в Чехословакию».
Сейчас районные власти хотят принять окончательное решение о демонтаже памятника.
«Только трусы воюют с памятниками»
Представители властей Чехии ведут себя по-разному.
Глава МИД Чехии Томаш Петршичек призвал вести дебаты спокойно. «Я бы не хотел, чтобы спор вокруг памятника Коневу разделял чешское общество. Будем делать последующие шаги для решения ситуации. Я не согласен с тем, что слышу от российских представителей по этому поводу. Думаю, что это не способствует созданию хороших отношений. Дебаты должны идти в спокойном тоне, необходимо посмотреть и на правовые аспекты ситуации», — приводит его слова РИА Новости.
Президент Чехии Милош Земан в эфире телеканала «Баррандов» высказался достаточно резко: «Я рекомендовал бы оставить памятник на месте. Маршал Конев освободил не только Прагу, но и Освенцим... Только трусы воюют с памятниками. Памятники не могут защищаться».
Дочь маршала Конева Наталья Ивановна после очередного осквернения монумента сказала: «Это оскорбление не только в отношении моего отца, но и тех солдат, которые воевали под его знаменами». Она полагает, что памятник нужно перенести в Россию, раз чехи более не считают Ивана Конева освободителем.
Возможно, в Праге-6 будет проведен референдум относительно судьбы памятника. Вот только вряд ли он заставит измениться людей, подобных Ондржею Коларжу. Разумеется, не все чехи думают так же. Не все болгары, украинцы, поляки, эстонцы поддерживают курс оголтелых радикалов, плюющих на прошлое.
Вот только и остановить тех, кто крушит памятники, оказывается некому.