После того, как президент России Владимир Путин на экспозиции Интерактивного музея прямо на Красной площади признался, что учился в университете стрелять из пушки, сделанной еще в 1938 году, многие военкоры стали обсуждать, что в Донбассе тоже стреляет оружие времен Великой Отечественной.
С бластерами не получилось
Первая информация о том, что артиллерийские подразделения народной милиции ЛНР получили гаубицы Д-1 образца 1943 года, появилась больше месяц назад. 152-мм орудия обзывали «древними» и ехидно ухмылялись: мол, как гаубицы, которые выпускались с 1943-го по 1949 год, могут сегодня помочь переломить ситуацию на фронте. Диванные эксперты, особенно с украинскими паспортами, стали разгонять по соцсетям информацию о больших проблемах в России с вооружением, если достали уже «ржавый хлам».
Но все примолкли, когда на днях военнослужащий и блогер из ДНР Максим Фомин, больше известный под псевдонимом Владлен Татарский, показал видео работы на передовой той самой гаубицы Д-1. Он сказал, что в 21 веке войны бластерами не получилось, поэтому воюем тем, что есть: «Пушками сталинского качества, совмещая их с новыми технологиями, то есть коптерами». И нареканий к этому оружию у военных нет.
Тут же в Сети начали обсуждать, как Д-1 прекрасно себя зарекомендовали в сирийской войне и «до сих пор эпизодически применяются даже более старые». Речь о 122-мм гаубице М-30 1938 года рождения. Главный плюс «древних» пушек — неприхотливость и надежность, то есть то самое «сталинское качество». Например, те же Д-1 себя вполне неплохо зарекомендовали для обработки укрепрайонов. Короче, «спасибо товарищу Сталину» за наследие, которым мы имеем возможность пользоваться до сих пор.
«Это хорошая гаубица»
«Это хорошая старая гаубица, которую создали в годы Великой Отечественной и использовали для проламывания вражеской обороны. Гаубица на двух станинах, с мощным стальным стволом, с дульным тормозом, с мощным казенником, позволяющим стрелять самыми разными снарядами 152-мм — осколочными, фугасными, кассетными и т. д. Их за годы ВОВ было выпущено почти 2,5 тысячи штук и, как оказалось, сегодня оставшиеся на складах очень пригодились в Донбассе.
А все потому, что гаубица проста в обслуживании и очень эффективна. Она стреляет на расстояние, в зависимости от снаряда, в 13-15 тысяч метров. Кстати, расстояние варьируется еще и в зависимости от того, сколько пучков пороха заложено в гильзу», — рассказал Виктор Литовкин. Он отмечает, что Д-1 — буксируемая гаубица — ее можно спокойно возить за автомобилем. «И еще любопытная деталь — у этой гаубицы колеса литые, что позволяет ей проходить через любые препятствия, и проколоть такую покрышку невозможно. К тому же эта гаубица очень устойчива во время стрельбы — на станинах сзади есть такие ножи, которые вгрызаются в землю, и во время выстрела орудие остается на позиции», — уточнил он.
Эксперт полагает, что нет смысла обсуждать, почему на передовой, причем с двух сторон, стреляет советское оружие. Главное, что оно боеспособное, и просто важно уметь с ним обращаться. «Остались поправочные таблицы с Великой Отечественной войны, остались приборы управления огнем, они и сегодня могут использоваться для проведения этой стрельбы. Хотя, конечно, и командир, и наводчик должны быть подготовлены достаточно серьезно», — рассказал Литовкин.
Еще один плюс гаубицы Д-1 — это боеприпасы. «Хорошо, что на складах остались боеприпасы того времени. Они еще и хороши тем, что могут быть использованы и для современных гаубиц 152-мм», — говорит эксперт.