Стабильная нестабильность. Замешаны ли США в беспорядках в Перу?

Протесты в Перу © / STRINGER / Reuters

В Перу — небольшой, но популярной среди любителей экзотических путешествий латиноамериканской стране — второй месяц продолжаются беспорядки, жертвами которых стали уже 55 человек.

   
   

Протесты начались в начале декабря прошлого года, когда президент страны Педро Кастильо в ответ на попытку импичмента объявил о роспуске парламента. В этот же день Кастильо был арестован. Его место заняла вице-президент Дина Болуарте

Выборы президента были назначены парламентом на 2024 год. С этим решением не согласились многие жители страны. Они требуют отставки Болуарте, возвращения на свободу Кастильо, созыва учредительного собрания и роспуска конгресса. Все это время в стране продолжаются столкновения между полицией и активистами. В пяти районах на юге страны объявлено чрезвычайное положение и введен комендантский час. Накануне в ходе протестов в столице страны Лиме заживо сгорел полицейский. Также за минувшие сутки погибло 18 граждан.

Посольство России в Перу рекомендовало российским гражданам воздержаться от посещения Лимы и поездок по стране.

На сколько все может затянуться, есть ли в смещении перуанского президента американский след и связаны ли события в Перу с беспорядками в другой крупной стране региона — Бразилии, aif.ru узнавал у Виктора Хейфеца, эксперта клуба «Валдай» и директора Центра ибероамериканских исследований СПбГУ.

Глеб Иванов, aif.ru: — Виктор Лазаревич, что сейчас происходит в Перу и почему протесты продолжают разгораться?

Виктор Хейфец: — То, что мы видим сейчас, — это следствие тех проблем перуанской внутренней политики, которые не решались в ходе нескольких десятилетий подряд.

Значительная часть перуанского общества чувствует себя исключенной из сложившейся макроэкономической системы. Есть регионы, в которых безработица измеряется десятками процентов. В частности, в том самом регионе Пуно, где самое большое количество пострадавших от протестов. Индейское население страны как чувствовало себя исключенным из политической системы, так и чувствует. И даже при том, что не все протестующие настаивали на возращении Кастильо к власти, даже им не нравится, как это смещение произошло. Они считают, что это произошло в результате заговора элит. Даже при том, что Кастильо явно нарушил законодательство, сами действия парламента воспринимаются как заговор. Тем более что перуанский парламент пользуется еще меньшим доверием избирателей, нежели смещенный президент. Может быть, протестов не было бы, если бы его сместили и тут же назначили выборы. Но выборы отложены до 24-го года. Протестующие требуют, чтобы их провели уже сейчас.

   
   

Главная проблема протестующих, что у них нет никакого организатора, у них нет единого руководителя. И власти страны на это и рассчитывают — что протест рано или поздно выдохнется и все сойдет на нет. И это возможно, потому что люди не могут ходить на протесты как на работу, им надо как-то на жизнь зарабатывать.

— США смещение Кастильо поддержали. Учитывая, что он был крайне левых воззрений, можно ли отметить в его свержении американский след?

— Я так не думаю. Во-первых, Дина Болуарте из той же партии, что и Кастильо. Во-вторых, конфликты в Перу между президентом и парламентом — вещь стабильная. Все последние президенты страны либо под следствием, либо сидят в тюрьме. И среди них есть люди, которые были откровенно проамериканскими. Сам Кастильо во внешней политике вполне себе следовал в фарватере американской политики. Например, в марте Перу была одной из тех стран Латинской Америки, которая в том числе по настоянию США осудила российскую СВО на Украине. Им незачем его смещать ради изменений во внешней политике. Это именно внутренний кризис.

— Мы видим, что события в Перу — это не единственный крупный кризис в Латинской Америке. В Бразилии тоже протесты против нового президента левых взглядов. Связаны ли как-то эти два кризиса?

— На протяжении последних лет в регионе наблюдается волна массового недоверия населения к существующим политическим партиям. Президент Кастильо тоже победил на этой волне — как кандидат не от системной партии. В Колумбии, Чили происходило то же самое. События в Бразилии тоже можно воспринимать как часть этого процесса. Однако, кроме этого, сходства между двумя протестами мало. И тут, и там мы не видим какого-то системного вмешательства в кризис извне.

— На сколько все это может затянуться и стоит ли нашим туристам пока воздержаться от поездок в Перу?

— Я бы здесь следовал, конечно, рекомендациям наших дипломатов. Как я уже говорил, продолжительность кризиса будет зависеть от того, удастся ли протестующим организоваться и найти лидеров. Если нет, то протест сам по себе, скорее всего, сойдет на нет в течение нескольких недель.