«Спасибо Ленину, едим свинину». Как живёт страна победившего социализма?

Лаос. © / www.globallookpress.com

70-летний дедушка Ванчай вспоминает, как полвека назад в борьбе за дело партии убил американского солдата. «Мы с ним в джунг­лях столкнулись. Молодой такой, белобрысый. Он выстрелил и промахнулся. У меня патронов не было, пришлось ножом зарезать. Нет, совсем не жалко - американцы нашу деревню напалмом с воздуха сожгли». Отец Ванчая воевал против французских колонизаторов, а сам партизан шестнадцатилетним вступил в Народно-революционную партию Лаоса и тогда же взял в руки советский автомат Калашникова - «сражаться с буржуями». В 1975 году Ванчай вместе с другими повстанцами принял участие в захвате столицы Вьентьяна - и Лаос встал на путь построения марксизма-ленинизма. Сейчас дома у Ванчая висит портрет Ленина - недавно он всей семьёй отмечал 100-летие Октябрьской революции, собравшись за большим столом в… собственном кафе. «Это ужасно, когда капиталист эксплуатирует бедняка, - строго говорит бывший партизан. - Но, если вместе с тобой работают родственники, ничего плохого нет. Попробуйте, как я готовлю лапшу: в ней сама суть социализма!»

   
   
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

В тюрьму - за анекдот

В 1990 году Лаос объявил об экономических реформах в китайском стиле. Однако в КНР народ в частных разговорах позволяет себе поругивать руководство страны, а Народно-революционная партия Лаоса жёстко контролирует общество. Деньги зарабатывай - но рот не открывай. Политические анекдоты тут рассказывают шёпотом, на ухо - иначе запросто угодишь на «перевоспитание» в трудовой лагерь. Это уже не говоря про «контрреволюционные вещи» - в 90-е годы группа молодых людей попыталась расклеить во Вьентьяне плакаты, призывающие к возврату на капиталистический путь развития. Всех послали на 10 лет «перевоспитываться», больше желающих не было. До уровня Северной Кореи, где жителям запрещено подключаться к Интернету и разговаривать с иностранцами, конечно, не доходит, но и китайской «вольницы» тоже нет. Включаю телевизор и вижу хорошо знакомую картину - съезд коммунистов, где призывают укреплять влияние марксизма-ленинизма во всех сферах жизни, а трудящиеся радостно аплодируют, обещая выполнить и перевыполнить план.

- Сначала, когда разрешили открывать рестораны, частные фирмы, заниматься бизнесом, среди коммунистов-ветеранов началось брожение, - признаётся хозяин турагентства в Луангпхабанге Кам Фуонг. - Дескать, как же так? Мы 30 лет воевали в джунглях с французами, американцами, королевскими солдатами, а теперь возьмём и бросим учение Ленина ради каких-то харчей? Многие заявляли, что согласны голодать, но не отказываться от социализма. Правительство разъяснило - ничего подобного, мы как раз придерживаемся прин­ципов революции: ведь Владимир Ильич выступил за частную собст­венность, введя в 1921 году в РСФСР новую экономическую политику - НЭП. Почему крестьяне сами не могут продавать плоды своего честного труда на рынке? Раньше у нас даже за рисом стояли очереди, не было в продаже овощей и мяса. А теперь благодаря Ленину прилавки магазинов завалены отличной свининой.

«Без социализма - бардак»

Действительно, лаос­ские коммунисты сразу сообразили - страна маленькая (в Лаосе живёт меньше 7 млн человек), из неё промышленного гиганта не сделаешь, лучше сосредоточиться на производстве еды. Колхозы распустили, официально объявив, что част­ные фермеры могут первые три года не платить налогов: лишь бы поставляли на рынки побольше продуктов. В результате 77% населения заняты в сельском хозяйстве, а лаосские рис, курятину и свинину экспортируют в соседние государства. Местное пиво также считается одним из лучших в Азии, и его можно встретить на полках супермаркетов Вьетнама и Таиланда. В общем, люди и не голодают, и в импорте не нуждаются - в магазинах всё своё. Причём работа у лаосцев далеко не на первом месте: вкалывать сутками вроде китайцев и вьетнамцев, отказывая себе в радостях жизни, здесь непопулярно. Всюду встречаются люди в военной форме: в этой небольшой республике армия и «силы народной обороны» (деревенская милиция) вместе насчитывают аж 230 тыс. человек. «Нам в своё время советские специалисты отлично помогли в борьбе с американцами, - вспоминает лаосский офицер во Вьентьяне. - На воо­ружении до сих пор стоят советские танки, ракеты, ПВО… Я считаю, они лучшие. Жаль, Россия больше сюда спецов не присылает - ведь вы научили лаосцев воевать».

- Лаос имеет одинаково хорошие отношения с Китаем, Таиландом и Вьетнамом - все три этих государства инвестируют деньги в нашу экономику, - рассказывает сотрудник аппарата горкома Народно-революционной партии Сисанг Тян. - Дело в следующем: мы не хотим быть чьей-либо марионеткой - ведь маленькую страну легко подмять под себя, подчинив чужому влиянию. Так и лавируем между крупными соседями, сохраняя независимую политику, да и Западу тоже не поддаёмся: Лаосская Народно-Демократическая Республика верна коммунистическим идеалам. Социализм и однопартийная система - идеальный строй для Азии, иначе тут бардак начнётся.

«Не надо нам Брежнева»

Хотя лаосцы живут весьма небогато, в городах нет проблем с уличной преступностью - как, скажем, в духовно близком Вьетнаме: там грабители на мотоциклах часто вырывают из рук у иностранцев сумки и телефоны. Я ходил поздно вечером по окраинам Вьентьяна, где почти нет света, и никто не обращал на меня внимания. Максимум, что грозит туристу, - лёгкий обман при обмене валюты (поэтому лучше считать все банкноты). На каждом углу дежурят милиционеры, а за такое мелкое преступление, как кража кошелька, можно уехать «перевоспитываться» в трудовой лагерь лет на пять. В Лаосе установлен принцип сменяемости власти - президент и генсек ЦК партии после десяти лет пребывания на должности обязаны уйти в отставку. «Не нужно, чтобы человек вечно в кресле сидел, пока его ногами вперёд не вынесут - как Брежнева, - деликатно сообщает мой собеседник в горкоме Луангпхабанга. - Поработал - молодец, иди отдыхай, дай возможность проявить себя другому лидеру». 

Правда, нынешнему президенту страны Буннянгу Ворачиту исполнилось 80 (он ещё старше позднего Брежнева), но в Азии считается: чем руководитель древнее, тем мудрее. «Президент уйдёт на пенсию, когда ему стукнет почти 90, - говорит один из лаосских бизнесменов. - А что, вполне нормально. У меня дедушке 92, и он в моей фирме бухгалтером работает - отлично справляется».

   
   

Я иду по улице, где развеваются красные флаги с серпом и молотом: они висят везде, включая крыши буддийских храмов. Религия в Лаосе органично «скрещена» с социализмом - даже на гербе, сделанном по типу советского, в обрамлении колосьев красуется буддийская пагода. У меня нет никаких восторгов относительно власти в этой маленькой республике, нет и ностальгии по социализму. Однако СССР как государство наверняка просуществовал бы куда дольше, если бы наши люди были накормлены, народу дали возможность зарабатывать и отсутствовала преступность. Но в отличие от Лаоса у нас получилось по-другому…   

Буддийская религия в Лаосе органично «скрещена» с социализмом. Фото: АиФ/ Георгий Зотов