Спасение под обстрелами. Как эвакуируется Новая Каховка

Жителей Новой Каховки активно эвакуируют в связи с высоким с уровнем военной угрозы. Город на Херсонщине постоянно подвергается жесточайшим обстрелам ВСУ.

   
   

В недавнем распоряжении врио губернатора Херсонской области Владимира Сальдо используется оборот «принудительная эвакуация», а в объявлениях, которые появились на станах домов в Новой Каховке, даже обозначена дата начала — 6 ноября. Однако официальных разъяснений на этот счет до сих пор не поступило, а представитель городской администрации Руслан Агаев даже подчеркнул, что уехать люди могут только на добровольной основе.

Всего же администрацией Херсонской области объявлена эвакуация семи районов прибрежной зоны в радиусе 15 километров от Днепра — Алешкинского, Голопристанского, Великолепетихского, Горностаевского, Верхнерогачинского, Каховского и Новокаховского.

Это связано не только с обстрелами, угрожающими мирному населению, но и с тем, что целью украинских националистов стала Каховская ГЭС, по которой они бьют ракетами. Цель — разрушить плотину в пяти километрах от города. Это нижняя ступень каскада днепровских гидроэлектростанций, и ее разрушение приведет не только к энергетическому и водному кризису (перед плотиной, в частности, идет забор воды в Северо-Крымский канал), но и к масштабной экологической и гуманитарной катастрофе. Специалисты отмечают, что водяной вал может дойти даже до Херсона.

Количество украинских ракет, которые обрушиваются на крепкую плотину «сталинской» постройки, таково, что даже российские ПВО не всегда могут уничтожить их все.

Новая Каховка, как заявляют украинские националисты, для них даже важнее, чем Херсон: они не оставляют надежды взять ее штурмом и превратить в огневой плацдарм, с которого можно выжигать огнем весь регион, а также запитать Украину от мощностей ГЭС. Это вариант они рассматривают в первую очередь, рассчитывая в конечном итоге «вытеснить русских с Правобережья».

Новая Каховка уже давно пополнила ряды типичных прифронтовых городов, отмеченных кровавыми жертвами, разрушениями, терактами и звуками воздушной сирены.

   
   

Улицы пустынны, а после обеда, когда сворачиваются рынки и закрываются магазинчики, люди стараются не выходить на улицы.

Для тех, кто выражает желание эвакуироваться в другие регионы РФ или вглубь Херсонской области, силами МЧС организованы специальные пункты отъезда. По предварительной записи (в обозначенных местах и при сельсоветах) людей распределяют по автобусам, а затем отправляют в санатории и оздоровительные центры Краснодарского края.

Долгих прощаний вы здесь не увидите — грузиться приходится быстро, потому что по местам скопления людей, равно как и колонны автобусов, переправы — излюбленная цель украинских артиллеристов.

В эти дни в Туапсе уже выехали полтысячи мирных жителей. Все верят, что скоро вернутся в свои дома, но взяли с собой самое необходимое.

Фото: МЧС Республики Крым

Содержимое «тревожного чемоданчика», которое в Донбассе известно даже детям, жителей Херсонщины иногда ставит в тупик. Для растерявшихся земляков власти даже составили список необходимого. В него вошли документы, которые рекомендуют завернуть в водонепроницаемую упаковку, деньги и банковские карты, ценные вещи, мобильный телефон и ноутбук. Теплую одежду и удобную обувь. Запас продуктов питания на 2-3 дня, а также аптечку с минимальным набором необходимых лекарственных препаратов.

Министр здравоохранения Херсонской области Вадим Ильмиев отметил, что медучреждения, которые входят в 15-километровую зону, работать не будут. Они эвакуируются в безопасные районы Херсонской области вместе с медиками, и откроют прием пациентов там.

Председатель федерации профсоюзов Херсонской области Сергей Дубовик в своем обращении призвал к эвакуации трудовые коллективы и их семьи. Его слова оказались важными и трогательными, потому что коснулись больной для многих темы:

— Не бросайте домашних животных! Эвакуироваться можно и нужно вместе с ними, — подчеркнул Дубовик.

На жителей Новой Каховки распространяется российская программа помощи, которую ранее получали жители правобережной части Херсонщины: единовременная выплата 100 тысяч рублей, возможность оформления сертификата на покупку жилья в Росссии (при этом право собственности на жилье на родине сохраняется). Временных переселенцев обеспечат теплыми комнатами в санаториях, трехразовым питанием, предметами первой необходимости. Помогут с оформлением документов и трудоустройством.

Фото: МЧС Республики Крым

«Обстрелы у нас не прекращаются, обстановка накаляется, — рассказал «АиФ» источник среди военных на Херсонщине. — Для мирного населения существует риск пострадать как при подтоплении, так и при терактах с украинской стороны. На всей линии фронта наступательные действия противника ограничивает осенняя распутица, но это продлится недолго. Сейчас сталкиваемся с массивными ракетными атаками. По моему мнению, плюсом эвакуации в районе боевых действий является и то, что она позволит уменьшить количество наводчиков и украинских информаторов из числа обывателей. «Патриоты» не только передают на ту сторону сведения о маневрах сил, задействованных в спецоперации; координаты инфраструктурных объектов, но и с готовностью подставляют под удар дома своих же соседей. Последнее, к сожалению, нас уже не удивляет вообще. Люди, которые отправляются в другие регионы РФ, могут с легкостью оформить российские паспорта, и гражданин добропорядочный так и сделает. Как человек из Донбасса, принимавший участие в боевых действиях, я вижу, что не все жители до сих пор осознают серьезность ситуации. Достаточное количество людей настаивают на том, что свои дома и хозяйство не покинут, таких много среди пожилых людей. Помню, как-то обходили территорию, как одна старушка так и сказала: «Дети уехали в Киев, у меня остались петух, три кошки и лежачий дед. Вместе и будем держаться, смоет — так смоет». Работают вполсилы некоторые частные предприниматели, свое оборудование они не хотят оставлять и переезжать, и тоже надеются на лучшее. Эвакуация производится давно, но о принуждении не слышал. Выселением граждан против их воли нас никто не озадачивал, и сомневаюсь, что до такого дойдет».