Оригинальным образом решили отметить День Победы в 2019 году латвийские политики Карлис Шадурскис и Сандра Калниете. Репортаж об их «мероприятии» появился в латвийском журнале Privātā Dzīve под название «Сожжение колорадского платья».
Публичное уничтожение
Сандра Калниете, которая является депутатом Европарламента от партии «Нового Единства», за несколько дней до 9 мая появилась на публике в платье черно-оранжевых цветов. Как оказалось, это было подготовкой к акции, состоявшейся 10 мая во дворе частного дома в Пардаугаве. Калниете и Шадурскис, пригласив друзей и журналистов, решили публично сжечь платье, выдержанное «в цветах георгиевской ленточки».
«Когда я покупала это платье, мне и в голову не могло прийти, что в нем я выгляжу как колорадский жук. Мне просто понравилась эта модель. Еще подумала — не слишком ли оранжевый цвет унылый и не напоминает ли он об исчезнувшей Народной партии», — заявила журналистам господа Калниете.
Шадурскис разрезал платье прямо на коллеге, после чего одежду бросили в бочку, облили спиртом и подожгли. Калниете не скрывала, что специально приурочила свою акцию ко Дню Победы, символом которого в последние годы стала георгиевская лента.
Интересно, что в Латвии запрещено использовать символику бывшего СССР, но на георгиевскую ленточку запрет не распространяется. Попытки принять такой законопроект на уровне парламента не прошли, поэтому День Победы тысячи граждан Латвии встречали с георгиевскими лентами на одежде.
«Отец моего мужа был доктором в лазарете латышских легионеров»
Чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, на чьей стороне симпатии госпожи Калниете в войне, завершившейся 74 года назад, она сообщила репортерам, что для сожжения платья использовала спирт, доставшийся ей от свекра, служившего в Латышском легионе СС.
«Отец моего мужа Ансиса Янис Рейнхардс был знаменитым глазным врачом, а во время Второй мировой войны — доктором в лазарете латышских легионеров. Этот спирт из его запасов, — приводит слова политика Privātā Dzīve, — Это было по-настоящему весело».
Ассистировавший Калниете Шадурскис дважды занимал пост министра образования и науки Латвии. Именно он в начале 2000-х развернул масштабное наступление на русские школы, фактически лишив русскоязычных граждан возможности давать образование своим детям на родном языке. Второй приход Шадурскиса на пост министра в 2016 году был ознаменован поправками к закону об образовании, предусматривавшими увольнение педагогов, нелояльных «официальному курсу» Латвии.
Лояльная советская гражданка
Но вернемся к Сандре Калниете. 66-летняя депутат Европарламента родилась в России, в Томской области, в поселке Тогур, в семье ссыльных латышей. Мать Сандры, Лигита Дрейфелде, была депортирована в Сибирь в июне 1941 года, вместе с отцом и матерью. Айварс Калниете, был выслан в Сибирь с родителями в 1949 году.
Когда заходит речь о депортациях населения Прибалтики, то современные прибалтийские историки немедленно пускаются в рассуждения о «геноциде». Документы, однако, свидетельствуют — в 1941 году под аресты и переселение попали 0,79 процента жителей Латвии. Решение о подобных мерах было принято в условиях надвигавшейся войны.
Как писал посол Великобритании в СССР Стаффорд Криппс об этих действиях советского руководства, «они не хотели, чтобы их пограничные районы были заселены людьми, подозрительными в смысле враждебности к советскому режиму». Последующие события военных лет показали, что эти опасения возникли не на пустом месте.
Родители Сандры Калниете, познакомившиеся и поженившиеся в ссылке, являются свидетельством того, что никакого тотального уничтожения ссыльных в Сибири не было и в помине.
А уже в середине 1950-х начался процесс возвращения высланных в Латвийскую ССР. Сандра Калниете приехала в республику с родителями в 4-летнем возрасте. Вплоть до конца 1980-х годов Сандра была лояльной советской гражданкой. Она закончила школу в Риге, затем училась заочном отделении Истории и теории искусства Факультета критики искусств Латвийской художественной академии. В 1983 году была назначена на пост секретаря-референта в Союзе художников Латвийской ССР, была ответственным секретарём в его правлении. По совместительству работала секретарём в издательстве «Лиесма».
Зато в новые времена госпожа Калниете активно начала использовать образ «безвинной жертвы сталинских репрессий». Это помогало ей в продвижении по карьерной лестнице.
В 1990-х она работала Чрезвычайным и полномочным послом Латвии в Организации Объединённых Наций и в европейской штаб-квартире ЮНЕСКО в Женеве, затем послом Латвии во Франции. В 2002 году Сандра Калниете стала главой МИД Латвии, затем занимала пост комиссара ЕС по сельскому хозяйству.
Ее непримиримая антироссийская риторика привела к тому, что в 2015 году при въезде на территорию Российской Федерации она была задержана в аэропорту «Шереметьево» и отправлена на родину в соответствии с санкциями, наложенными Российской Федерацией в отношении лиц, осуществляющих деструктивную политику в отношении России.
В начале 2000-х Сандра Калниете написала книгу «В бальных туфельках по сибирским снегам», посвященную жизни ее семьи в ссылке. И хочется посочувствовать невинно пострадавшими родственникам латышского политика, но нынешний поступок оставляет чрезвычайно неприятный осадок. Ведь сжигала госпожа Калниете не символику НКВД или портрет Сталина, а платье «цветов георгиевской ленты». То есть политик уничтожала символ, являющийся памятью о тех, кто победил нацизм в Европе. А уж упоминание о свекре, служившем в Латышском легионе СС, и вовсе порождает крамольную мысль — а так ли уж были неправы сотрудники советских спецслужб, включившие членов семей Дрейфелде и Калниете в число высылаемых «враждебных элементов»?