«Сначала испугались и напряглись». Как узбеки сейчас относятся к русским?

Георгий Зотов / АиФ

Пожалуй, первое впечатление о Ташкенте — факт, что каждый узбек либо работал в России, либо собирается туда поехать. «Я в Новосибирске на стройке пять лет отпахал, — улыбается Исламбек Мухаммедов, продающий овощи на базаре “Чорсу”. — Холодно было, потом привык». — «К русским вы как относитесь?» В ответ — страшное удивление. «А как я могу к ним относиться, брат? Тут вообще работы не было, мы только благодаря России выжили». Старшее поколение обязательно напомнит, что 94% узбеков проголосовали 17 марта 1991 года за сохранение Советского Союза, и выскажет затаённую обиду.

   
   

«Никто не хотел отделяться, — гневно заявляет мне 65-летний преподаватель русского языка Гульнара Ибрагимова. — Мы разве сумасшедшие? Ельцин сам нас оттолкнул… вот мы и строили своё государство, хотя сперва оказались к этому совершенно не готовы». Нынешняя ситуация в мире с ненавистью к культуре России, запретами на торговлю, изъятиями русских книг из библиотек Узбекистан не затронула — тут к нашей стране относятся с уважением. Однако не всё так уж гладко, как может показаться на первый взгляд…

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Специально несёт пургу»

«После начала конфликта между Россией и Украиной люди здесь сначала испугались и напряглись, — объясняет aif.ru бизнесмен Алишер Убайдуллаев. — Никто не знал, что будет завтра, все рисовали себе страшные прогнозы, как это отразится на Узбекистане. Потом успокоились. Очень удивились, когда здесь объявились русские с семьями, чтобы “переждать тяжёлое время”, а также оформить карты “Виза” и “Мастеркард”. Ну, то есть, представляете, миллионы узбеков 30 лет работают в России за скромную плату, и вдруг приезжают ваши московские и питерские “айтишники”, всякие разные специалисты, и говорят — мы тоже будем у вас деньги зарабатывать. Шок настоящий был». Один узбекский политик заикнулся, чтобы от приезжающих граждан РФ требовали подписать бумагу о лояльности Узбекистану — дескать, так нужно для «безопасности». «Да он придурок, — морщится Алишер Убайдуллаев. — Специально несёт пургу, чтобы на слуху быть. Сразу понятно — а если Россия в ответ такую штуку наших гастарбайтеров обяжет подмахнуть? Чума начнётся». Сейчас в Ташкенте самое жаркое время года, как тут называют — «чилля». Но, несмотря на это, город наводнён гражданами РФ. «Мы отдыхать приехали, — признаётся Татьяна Василевская из Новосибирска. — Границы закрыты, толком полётов нет. А сюда лететь дёшево. Люди очень дружелюбные, меня с ребёнком уже в гости на плов приглашали, и в городе все охотно по-русски разговаривают».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Люди на вашей стороне»

Для молодых узбеков Россия — уникально богатая страна больших возможностей. Про зарплаты в РФ ходят легенды. «Весь Ташкент в стройках, — сообщает aif.ru бизнесмен Рустам Каримбеков. — Воздвигаются банки, элитное жильё, офисы компаний. Зарплаты для рабочих доходят до 30 000 рублей, что для Узбекистана много. Я вам про это ещё год назад говорил, и с тех пор ситуация не улучшилась. Предлагаю парню лет двадцати из кишлака 25 000 рублей в месяц, а он мне через губу — это ерунда, я поеду в Россию, буду там 100 000 получать. Вы — такое сказочное королевство молочных рек с кисельными берегами, оттуда люди возвращаются, привозят уйму денег и строят себе в кишлаках роскошные дворцы, покупают дорогие машины. Про Украину и Белоруссию народ у нас толком не знает, туда никто массово работать не едет. Поэтому симпатии простых людей в текущей ситуации, конечно же, на стороне России».

22-летний волонтёр Нияз Маматкулов скромно информирует, что он и другие узбекские студенты раз в месяц ходят и расчищают от сорняков заброшенные могилы на русских кладбищах.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Многие наши русские после 1991 года в Россию уехали, а бабушки и дедушки здесь остались и затем умерли, — разводит он руками. — За захоронениями ухаживать некому, не будешь же из Москвы или Питера летать сюда постоянно, денег не хватит. Мы убираем, как можем — это тоже наши граждане были, обидно, что их взяли и оставили в таком состоянии».

«Америка осыплет пряниками»

Разумеется, есть и другие мнения — и их не так уж и мало. Узбекская интеллигенция (пусть и далеко не вся) плюс депутаты вроде Алишера Кадырова постоянно делают выпады в отношении русского языка и «имперского владычества» России. Именно Кадыров требовал, чтобы в школах Узбекистана изучали английский, а не русский — мол, это поможет мигрантам найти более высокооплачиваемую работу.

   
   
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Да, конечно, в Америку поедем небоскрёбы воздвигать... и виз туда не надо, и устроиться вообще легко, — иронизирует работавший в Тюмени 8 лет инженер Ислам Садыков. — К сожалению, такие мнения стали звучать чаще — типа, чего это мы всё на Россию завязаны? Америка прямо заждалась нас, чтобы осыпать пряниками. Посмотрите для примера на Грузию или Молдавию — они давно ориентируются на Запад, и это нищие страны. Но нет, соображать не хотят. Из России в бюджет Узбекистана идут миллиарды долларов от мигрантов, русские покупают узбекские фрукты и овощи: а американцы что, за нашими дынями побегут?»

На улицах Ташкента стало меньше вывесок на русском языке (об этом я ещё напишу), с ними стали бороться. Это выглядит смешно и убого, особенно когда в меню на латинице читаешь ovoshnoy salat и vkusniy shashlyk. Зачем вообще такое делать? Русскую общину беспокоит исламизация республики. «При прошлом президенте Каримове было жёстко, — вспоминает пенсионерка Надежда Вахромеева. — Не разрешали молодёжи до 16 лет ходить в мечеть, носить бороды. Сейчас мечети забиты людьми, девушки в хиджабах, словно мы в Саудовскую Аравию переехали. Ни к чему хорошему такое не приведёт».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Без русских была бы война»

«Узбекистан уже полтораста лет находится в зоне культурного влияния России, — считает учитель литературы Шахрух Кудратов. — У нас все знают, кто такой Пушкин, а в каждом кафе вы найдёте оливье и борщ. Миллионы людей работают в РФ, сотни тысяч получили российское гражданство. Конечно, когда нас просто бросили, сказали — вы теперь независимые, живите сами, у нас была настоящая обида, тогда и процветали случаи национализма. Но время расставило всё по своим местам. Я хочу спросить наших ура-патриотов — кто нас будет защищать, если талибы из Афганистана завтра перейдут границу? Когда из Термеза стали видны талибские флаги, выяснилось — надежда только на Россию. Без вас тут уже воевали бы Киргизия и Таджикистан. Январские события в Казахстане тоже показали — не десантируйся российские солдаты в Алматы, страна за считанные часы полностью сгинула бы в погромах, крови и пламени. Вот сейчас у нас проходят митинги в Каракалпакии. Кто знает, чем это в итоге может закончиться?»

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Я покупаю воду в маленьком магазинчике Ташкента, но у продавца нет сдачи — он отдаёт мне бутылку просто так. «Пожалуйста, брат. Мы любим Россию».

Узбекистан не стал частью cancel culture (культуры отмены) в отношении русских, и мы тут желанные гости. Однако ещё 10 лет назад невозможно было представить появление политиков, требующих отменить изучение русского языка, или искоренение вывесок на великом и могучем.

Россия и российский стиль жизни популярны в Узбекистане, но, возможно, это в будущем может измениться. И нам тоже следует об этом задуматься — в частности, об увеличении культурного влияния, открытия большего количества курсов русского языка, проката кино и появления русских «точек» общепита. Иначе нельзя исключать, что в итоге мы получим неприятный сюрприз.