В ночь на 29 января атаковали по меньшей мере один из объектов Минобороны Ирана на территории страны. Американская пресса пишет, что за атакой стоял Израиль, но ни Тель-Авив, ни Тегеран это не подтверждают. Зато атаке очень радуются в Киеве. Там уверены, что это следствие поддержки Ираном России.
Атака, о которой ничего не известно
Ключевая деталь того, что произошло в ночь с субботы на воскресенье — достоверной информации мало, и неизвестны даже масштабы атаки.
Итак, из сообщений минобороны Ирана известно, что вечером 28 января 2023 года, около 23:30, на один из центров Минобороны в Исхафане была проведена неудачная атака с использованием беспилотников. «Один из них был сбит комплексом ПВО, а два других попали в оборонительные ловушки и взорвались», — заявили в военном ведомстве Ирана. Взрывы попали на видео очевидцев. Иранские военные объяснили их тем, что один из беспилотников упал на здание, нанеся «незначительные повреждения», при этом никто не пострадал.
Никаких точных данных о том, что все-таки было на территории военного объекта в Исхафане, нет. Американская пресса пишет, что там находится завод по производству дронов-камикадзе Shahed. Эта новость, в свою очередь, очень обрадовала украинские власти. «Взрывная ночь в Иране. Украина ведь предупреждала», — заявил советник главы Офиса президента Михаил Подоляк. Напомним, Украина считает, что Иран поставляет дроны России. Россия и Иран это отрицают. В связи с комментариями украинской стороны в МИД Ирана был срочно вызван временный поверенный в делах Украины в Тегеране.
Так или иначе, на снимках из космоса видно, что внешне здания территории иранского объекта пострадали мало. Это скорее подтверждает иранскую версию, что значительных разрушений удалось избежать.
В тот же вечер сообщалось также о других взрывах на северо-западе Ирана. Проблема в том, что в тот момент в регионе произошло землетрясение магнитудой 5,9, в результате которого пострадало около тысячи человек. Пожар на заводе машинных масел в городе Азершехр скорее всего объясняется именно последствием землетрясения, а не еще одной атакой, как первоначально писали некоторые арабские СМИ.
Конспирологические версии даже гласили, что землетрясение было вызвано неким подземным взрывом (многие иранские военные объекты находятся под землей). Однако эксперты полагают, что для того, чтобы вызвать землетрясение такой магнитуды, нужен по меньшей мере одновременный взрыв 5-6 ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму.
Кто стоял за нападением?
Первая и основная версия возникла практически сразу — это Израиль. О тяжелых отношениях двух стран известно давно, тем более что Тель-Авив постоянно связывают с диверсиями, которые происходят на объектах иранской инфраструктуры. В нападениях Израиль обвиняют в том числе и сами иранцы. А вот сам Тель-Авив эти атаки никогда никак не комментирует.
В этот раз иранские власти не спешили обвинять Тель-Авив в нападении. Однако вскоре израильский след подтвердила американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на «официальных лиц США и людей, знакомых с операцией».
«Израиль нанес удар беспилотником по оборонному комплексу в Иране, поскольку США и Израиль ищут новые способы сдерживания ядерных и военных амбиций Тегерана», — пишет газета.
Зачем нужна эта атака?
Украинского следа в истории нет, уверен эксперт. «Безусловно, Украина превратилась в одного из главных врагов Ирана на международной арене. Но при этом я не думаю, что влияние Украины на Израиль таково, что они могут убедить его проводить операции в своих интересах. Да и американцы до сих пор не смогли убедить Тель-Авив начать поставки оружия Киеву, — говорит Смагин. — Я думаю, что наиболее логичный сценарий — это очередная израильская акция, направленная на сдерживание военного потенциала Ирана на Ближнем Востоке».
В том, что произошло, нет ничего нового, считает Смагин. «Израиль как минимум последние лет пять устраивает диверсии на разных иранских объектах. Это даже далеко не самая крупная атака Израиля по Ирану за последние годы. Например, взрыв на ядерном объекте в Натанзе. Там намного круче было, чем вчера в Исфахане. А это все произошло совсем недавно в диапазоне 2-3 лет», — говорит эксперт.
По словам Смагина, Иран не может отвечать пропорционально, потому что у него просто нет таких технических и политических возможностей, но что может, он делает. Например, вооружает противников Израиля. «Это такая непрямая война, которая длится уже не один год между странами», — отмечает он
Возможно, на некоторую активизацию израильтян повлияло новое правительство, в котором сейчас оказалось много представителей ультраправых партий. «Но более вероятная история, что Израиль обеспокоен иранской ядерной программой и тем, что принудить Иран отказаться от ее реализации переговорами не получится. И сейчас Тель-Авив пытается нащупать варианты решения этой проблемы собственными силами», — резюмирует эксперт.