«Сидеть на двух стульях». Позиция Франции ухудшает отношения с Россией

Эмманюэль Макрон. © / Reuters

Ведущие западные страны вняли обращениям киевских властей и заявили о готовности отправки на Украину бронетехники. И пальма первенства оказалась у Франции: президент страны Эмманюэль Макрон сообщил о своем решении в новогоднем обращении. Он заявил, что Франция будет «помогать Украине до победы». Так страна возглавила новый этап войны Европы против России. Франция поставит Украине легкие танки AMX-10 RC. И это первый предательский шаг, а впереди и другие: Киев мечтает получить, в том числе, современные, мобильные, с высокой дальностью стрельбы французский танк Leclerc, а еще немецкий Leopard или американский M1Abrams. Издание The Daily Telegraph назвала позицию Франции и Макрона переходом «красных линий» и «нарушением военного табу».

   
   
AMX-10 RC. Фото: Commons.wikimedia.org

При этом, напомним, на территории России все еще работают компании из Франции. 2022 год принес серьезные трудности в жизнь и России, и других стран Европы, зарубежные страны ввели санкции против России, многие иностранные компании ушли с российского рынка, но есть еще французский бизнес, который все еще действует на российской территории. Выглядит это как лицемерие: ведь по сути эти компании зарабатывают в России деньги, которые уходят во Францию, а страна применяет их по своей необходимости. Получается, что те самые танки, которые Макрон планирует отправлять в Украину, направятся в поддержку ВСУ в том числе и на средства, заработанные бизнесом этой страны в России.

Между прочим, сами французы не очень рады такой позиции своих властей. Комментируя подобные новости во французской прессе, читатели отмечают, что у страны нет лишних денег, чтобы углубляться в финансирование армии Украины, а президент Франции усугубляет конфронтацию НАТО с Россией.

Бывший генеральный директор Роскосмоса, руководитель спецотряда военных советников «Царские волки» Дмитрий Рогозин обратился к послу Франции в РФ Пьеру Леви с письмом, отметив в нем: «Официальный Париж предал дело великого (экс-президента Франции, генерала Шарля) Де Голля и стал одним из самых кровожадных государств в Европе. Ваша страна подчинилась диктату Вашингтона и стала марионеточным государством».

Какие компании продолжают работать?

Кто же тянет деньги во Францию из России? Часть французских компаний, в частности, автоконцерн RENAULT или банк Societe Generale, ушли корректно (например, RENAULT передал свой бизнес российскому менеджменту, Societe Generale покинул Россию, продав Росбанк структурам Потанина). Покинула страну и компания «Декатлон». 

В России продолжают работать «Ашан», «Леруа Мерлен» (эти две компании вместе с «Декатлон» управляются созданной в 2021 году компанией Nhood), продуктовые компании Danone, «Бондюэль». А также крупнейший международный гостиничный оператор Accor, который действует в России с 1992 года (это, в частности, отели сетей Swissôtel, Mövenpick, Novotel, Mercure).

Это неудивительно: французский бизнес вложил в российский рынок слишком серьезные деньги, чтобы просто так сдать позиции. Да и похоже, есть и политическая подоплека: Франции выгодно, чтобы ее бизнес оставался в России – эти немалые деньги утекают во французский бюджет. Тут круг замыкается: эти средства Франция без зазрения совести сможет потратить на вооружение Украины.

   
   

А теперь сравним ситуацию. Во Франции закрыты возможности развития и работы для российского бизнеса. У российских компаний и даже у рядовых россиян нет возможности иметь счета во французских банках. Почему же такое несправедливое несоответствие?

Нас выкинули из Франции, выдавливают из Европы, при этом французские подданные продолжают иметь возможность открывать счета в России и вести здесь бизнес. Пожалуй, надо уравновесить ситуацию, а не лицезреть равнодушно происходящее. 

Danone, который в начале 2022 года божился, что не уйдет из России, в октябре заявил, что все же планирует продать бизнес и выйти с российского рынка. Однако на разных громких заявлениях все пока и закончилось, и компания продолжает работать: видимо, российские деньги очень нужны экономике Франции. «Ашан» в ходе переговоров с головным офисом во Франции решил не покидать Россию, продолжать работу, сеть «Леруа Мерлен» тоже держится за российский рынок, хотя заметно, что компании сократили рекламу и не развиваются. Гендиректор компании Accor Себастьен Базен еще в апреле 2022 года заявил, что компания останется в России, подчеркнув, что за 50 лет своего существования группа никогда не закрывала отели в зоне военных конфликтов.

Быть в «дружбе» с США и не ссориться с Россией

Но при этом французские компании продолжают тянуть из России средства. Должна ли Россия предоставлять этому бизнесу возможность зарабатывать на российских потребителях? Очевидно, что нет. Думается, таким компаниям не место на российском рынке. Если они не уходят сами, возможно, российским властям стоит подумать о том, чтобы убрать французских дельцов из России, и не дать им фактически спонсировать укрепление украинской армии.

Закрыть за французскими компаниями дверь в Россию не означает уничтожение этого бизнеса. Наоборот, он будет сохранен, по сути, перейдя в российское управление: ведь и персонал, и производство, и сырье (например, молоко в случае Danone) – наше, российское. А какая же роль во всем этом у французского бизнеса? Получается, только одна: зарабатывать на России и класть себе в карман деньги.

Позицию Макрона глава Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский назвал попыткой «сидеть на двух стульях». Макрон пытается угодить всем, быть «в дружбе» с США и одновременно не ссориться с Россией. Однако желание Франции вооружать Украину сама приведет к ухудшению французско-российских отношений, и в экономике в том числе.