Шпроты гадят. Как Прибалтика оказалась в авангарде мировой русофобии

Русские люди в Риге (Латвия) участвуют в акции в защиту образования на русском языке. 05.12.2019 © / РИА Новости

В плане наиболее агрессивных антироссийских действий страны Прибалтики впереди на лихом коне. То, о чем в Брюсселе еще размышляют, в Риге, Вильнюсе и Таллине уже претворяется в жизнь.

   
   

«Признать Россию государством, поддерживающим терроризм»

11 августа 2022 года депутаты Сейма Латвии объявили Россию государством — спонсором терроризма. «Сейм признает насилие России над гражданским населением Украины, осуществляемое для достижения политических целей, терроризмом, а Россию — государством, поддерживающим терроризм, и призывает другие страны-единомышленники высказать такое же мнение», — говорится в заявлении латвийского парламента. Кроме того, парламентарии обратились к ЕС с призывом прекратить выдачу туристических виз и ограничить выдачу въездных виз. Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич также призвал законодательно запретить выдачу вида на жительство в республике гражданам России.

Не отстает и соседняя Эстония. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу объявил, что со следующей недели граница для россиян, имеющих шенгенские визы, выданные Таллином, будет закрыта.

Все это происходит на фоне судорожного сноса памятников советским воинам, павшим в борьбе с фашизмом — монументы разрушают десятками и сотнями.

В Литве, помимо того, что продолжают вставлять палки в колеса транзиту грузов в Калининград, еще и на уровне президента лишили государственных наград пару фигуристов — призеров чемпионата мира за участие в ледовом шоу в Сочи.

Эта зашкаливающая звериная русофобия может удивлять только людей, не посвященных в прибалтийские реалии.

Три диктатуры с пактами

Обретенная после Первой Мировой войны Латвией, Литвой и Эстонией независимость имела весьма специфический характер. К 1930-м годам в республиках сложились диктаторские режимы — Пятса в Эстонии, Сметоны в Литве и Ульманиса в Латвии. Все три государства с середины 1930-х годов постепенно попадают под влияние Третьего Рейха, что, мягко говоря, не нравилось ни Великобритании с Францией с одной стороны, ни СССР с другой.

   
   

В 1980-х годах, когда в период перестройки местные националисты станут попрекать Москву «пактом Молотова-Риббентропа», как-то выпадет из виду одна важная деталь: к моменту его подписания Латвия, Литва и Эстония уже имели действующие аналогичные пакты с Берлином.

Прибалтийские вожди с радостью готовы были упасть в объятия фюрера, но Гитлер, занятый большой стратегической игрой, решил, что на данный момент выгоднее оставить три республики в сфере влияния СССР.

Присоединение республик к СССР в 1940 году происходило на фоне сокрушительного поражения Франции — Москва в этот момент отдавала себе отчет, кто станет следующим объектом атаки, и любой ценой пыталась улучшить свое стратегическое положение. В самих республиках в этот момент царил ощутимый раскол — если левые приветствовали вхождение в состав Советского Союза, то прогерманские элементы уходили в тень, ожидая своего часа.

Преступление и наказание

Он настал в момент агрессии Германии против СССР. Рвение прибалтийских коллаборационистов удивляло даже представителей Третьего Рейха. Причем касалось это не только территорий самих республик, где местные стали основными исполнителями массового уничтожения евреев. Подразделения латышской, литовской и эстонской вспомогательной полиции участвовали в карательных акциях на территориях РСФСР и Белорусской ССР.

Те коллаборационисты, которые не сбежали с немцами, продолжали диверсионную войну против Красной Армии и местных просоветских активистов уже под эгидой западных разведок.

Тем не менее отношение Москвы к Прибалтике было более чем лояльным. Коллаборационистов, оказавшихся в советском плену, стали освобождать первыми согласно постановлению Совмина СССР уже в 1946 году.

На протяжении последующих десятилетий СССР вкладывался в экономику трех союзных республик, развивал их культуру, позволял гораздо больше, чем позволялось другим, и, главное, не напоминал прибалтам о кровавых грехах прошлого.

Никто не заставлял новое поколение прибалтов каяться за кровавые грехи их отцов и дедов.

«Ну, не обижайте русских»

Это в 1980-х и породило прибалтийский миф о «трех свободолюбивых народах» и «советских угнетателях». При этом на виду были лишь репрессии советских силовых угнетателей, но никак не преступления националистов.

Признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии в 1991 году вообще не было обусловлено ничем.

Латвийский литератор (а в начале 1990-х депутат Верховного Совета Латвии) Владлен Дозорцев вспоминал, что признание независимости республики со стороны РФ произошло 24 августа 1991 года во время визита к Борису Ельцину совершенно неожиданно для самих латышей.

«Единственное, что вызвало особый разговор, это русские настроения в Латвии. Ельцин сказал внятно: “Ну, не обижайте русских. Их у вас много... Горбунов обещал”», — вспоминал Дозорцев.

Обещание было исполнено в форме введения института «неграждан» в Латвии — треть населения республики (более 700 000 человек) была лишена гражданских прав. Аналогичный закон был принят и в Эстонии.

Высочайшее одобрение

Страны Прибалтики подчеркивали — они не провозглашают независимость, а восстанавливают ее. И восстановили они ее без особых корректировок, возведя в ранг героев нацистских пособников и военных преступников. Некоторые из них, дожившие до 1990-х в эмиграции, приезжали на родину принимать почести.

Ежегодный марш в Риге в честь латышского легиона СС, проводящийся с 1994 года, вызывал осуждение не только в Москве, но и в странах Европы, однако отменять его проведение никто не собирался.

18 лет тому назад весь этот прибалтийский неонацистский шабаш получил высочайшее одобрение — в 2004 году Латвия, Литва и Эстония были приняты в ЕС и НАТО. Приняты вместе с институтом «неграждан», маршами легионеров СС, чествованием участников Холокоста и т. д.

Фактически ЕС одобрил режимы, нарушающие основополагающие принцип прав и свобод человека, которыми так любит козырять Евросоюз.

Выяснилось, что апартеид в XXI веке возможен, если это «правильный» апартеид.

Все очень запущено

Прибалтика стала испытательным полигоном русофобии, и выработанные там методики позднее стали использоваться и в других странах, в первую очередь, на Украине.

Россия по отношению к Латвии, Литве и Эстонии слишком долго не занимала принципиальную позицию. Пока у русских в Латвии отнимали право учить детей на родном языке, торговля между двумя странами только росла, а российские звезды шоу-бизнеса не вылезали из Юрмалы.

И у политиков на берегах Балтики росла и крепла уверенность, что так можно, что «русский Иван все стерпит». И инерция такого мышления лежит в основе принимаемых прибалтийскими политиками решений и сегодня.

Терапией тут не обойтись. Лечение будет долгим и тяжелым. Но оно неизбежно.