Огромную братскую могилу с более чем 650 телами обнаружили в Саскачеване (Канада) рядом со школой-интернатом Маривал для детей индейцев. Это самое значительное из безымянных захоронений, найденных на сегодняшний день, заявили в Федерации коренных народов. И второе захоронение за месяц: в конце мая у другого интерната для детей из коренных народов нашли останки 215 детей.
Всего пару лет назад существование таких братских могил считали городскими легендами. Теперь же думают, что в таких могильниках могло быть похоронено не менее 10 тыс. детей.
«Начав бить, они теряли контроль»
«Во время избиений я не плакала: из-за этого они становились бешеными, эти две монашки. Начав бить тебя, они теряли контроль: швыряли тебя об стену, бросали об дверь, пинали, били кулаками, сваливали на пол. Они не могли остановиться. Они были просто безумными», — такие воспоминания о своих школьных годах вынесла бывшая ученица школы-интерната для индейских детей в Камлупсе Джеральдин Боб.
Схожие издевательства пришлось пережить тысячам детей индейцев, которые с середины XIX века по конец 1960-х годов прошли через школы-интернаты, призванные «цивилизовать» их. Всё это было частью колониальной политики канадских властей. «Убить в ребёнке индейца», — такова была главная задача обучения.
Интернаты строили рядом с индейскими резервациями. Детей принудительно забирали из семей и разлучали с родными и близкими на долгий срок. В школах запрещалось говорить на родном языке, разрешалось только на английском или французском. Под запрет попадали традиционные верования коренных народов. Регламентировали даже игры, в которые могли играть дети. Дозволялись только «цивилизованные» виды спорта: крикет, бейсбол, регби, хоккей с шайбой.
За малейшее ослушание детей нередко избивали и подвергали издевательствам. «Нас было трое, мы мыли пол, вода стала грязной, я спросила монахиню: „Сестра, можно поменять воду?“ Она ничего не сказала. Она смотрела в сторону. Я сказала: „Я могу поменять воду?“ Наверное, я спросила ее слишком много раз. Она взяла ведро, надела его мне на голову и стала бить меня шваброй пока ведро было у меня на голове», — вспоминала ученица школы в Форт-Резолюшн Дороти Бьюли. Детей «в воспитательных целях» выгоняли на мороз, оставляли без еды, пороли. А в школе в Сент-Эли в 1950-е — 1960-е годы для наказаний использовали самодельный электрический стул, сила тока в котором была высокой, но не смертельной.
Учителя в интернатах зачастую не имели профессионального образования. А сами школы нередко очень плохо финансировались. Инспекторы Министерства по делам индейцев отмечали в своих отчетах одни и те же проблемы: скудное питание, «неудовлетворительное ни по количеству, ни по качеству», рваную старую одежду, которую носят школьники.
Неудивительно, что из интернатов дети часто пытались бежать. Часто такие побеги заканчивались трагедиями. Зимой 1937 года из школы-интерната Леджак попытались сбежать домой в резервацию пятеро ребят. Они были одеты в легкую одежду, а температура на улице ночью опустилась до -20 градусов. Самый старший из детей вскоре вернулся назад. Остальные замерзли насмерть. В 1959 году две ученицы пытались сбежать из школы на Купер-Айленд, прозванной за расположение на острове «Алькатрасом» (по аналогии с известной тюрьмой). Обе девочки утонули.
Зов прошлого
В 1991 году в Канаде была создана комиссия, которая занялась деятельностью интернатов. Были установлены многочисленные факты нарушений и издевательств над детьми, чудовищные случаи сожжения тел младенцев, которых рожали девочки-подростки, забеременевшие от преподавателей интернатов.
Выяснилось, что множество детей испытывали огромные психологические проблемы после «обучения», искали забвения в алкоголе и наркотиках. «Меня зовут Лидия, но в школе у меня не было имени. У меня были номера. Я была номер 51, номер 44, номер 32, номер 16, номер 11 и в конце концов номер один, перед тем как я собиралась поступать в колледж. Меня так и называли: „Номер 32“. На всей моей одежде была цифра 32. На всей одежде и обуви», — вспоминала бывшая ученица школы в Кросс-Лейс Лидия Росс.
В результате было принято решение окончательно закрыть все интернаты. Последняя спецшкола для индейцев закрылась в 1998 году. В том же году министр по делам индейцев Джейн Стюарт впервые публично извинилась перед теми, кто подвергся насилию в школах. Был создан фонд помощи жертвам в размере $350 млн.
В последующие годы официальные извинения индейцам приносили канадское правительство, представители церквей, к которым нередко относились интернаты. С 2007 года бывшим ученикам начали выплачивать компенсации.
Находка в Камлупсе в мае этого года, где обнаружили останки 215 детей, стала настоящим шоком для канадцев. Никаких записей о гибели этих детей обнаружить не удалось. Городская община вместе с судмедэкспертами сейчас занимается установлением причин смерти. После страшной находки в Камлупсе канадские власти активизировали поиски захоронений возле других школ-интернатов. Премьер-министр Саскачевана Скотт Мо прямо заявил, что ожидает страшных находок и в других местах. Так и произошло. 23 июня там была обнаружена новая могила, где нашли около 650 тел.
Ранее канадские власти оценивали число умерших в интернатах детей в 3-6 тысяч. После находок в Камлупсе и Саскачеване это число может резко подскочить. Некоторые оценки уже доводят число погибших до 10 тыс.
Следователи начали вновь опрашивать бывших воспитанников интерната. Рассказы о массовых захоронениях были и раньше, однако к ним относились скептически. «Теперь мы не можем это отрицать: все истории, рассказанные нашими выжившими, правдивы», — заявил шеф полиции Саскачевана Камерон. Теперь поисковые работы идут и возле других интернатов во всех канадских провинциях. Следователи ожидают, что будут найдены новые нигде не отмеченные массовые захоронения.
Расследование решили начать и в США. Об этом заявила глава МВД страны Дебора Холэнд. На территории Штатов тоже были сделаны страшные открытия. В Пенсильвании рядом с индейским интернатом обнаружили незадокументированное захоронение 10 детей. Их останки передадут индейским племенам в Аляске и Южной Дакоте, рассказала министр.
Канадским властям между тем остается лишь извиняться перед выжившими в школах детьми. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо назвал находки «болезненным напоминанием о мрачной и постыдной главе» в истории страны.