Сергей Лавров: «Будем действовать жестко»

География зарубежных поездок Сергея Лаврова отражает российские приоритеты на международной арене. За последние полгода он посетил 7 африканских и 8 азиатских стран. © / МИД РФ

Какие замыслы Запада легко просчитываются в Москве? В чем виноват Евросоюз? Возможны ли равноправные российско-китайские отношения? И какие сюрпризы готовятся к саммиту «Россия — Африка»? На эти и другие вопросы aif.ru ответил глава МИД РФ Сергей Лавров.  

   
   

Владислав Воробьев, aif.ru: — Сергей Викторович, раньше Вы часто посещали страны Евросоюза. Теперь, по понятным причинам, география Ваших командировок изменилась. Как Вы считаете, ЕС на долгие годы потерял Россию?

Сергей Лавров: — Действительно, география моих зарубежных поездок изменилась. Сейчас она отражает российские приоритеты на международной арене, закрепленные в обновленной Концепции внешней политики.

Необходимые выводы мы сделали.

Вы очень точно подметили, что Евросоюз «потерял» Россию. Но он сам в этом виноват. Ведь именно страны — члены ЕС и руководители самого Союза открыто заявляют о необходимости нанесения России, как они выражаются, стратегического поражения. Накачивают преступный киевский режим оружием и боеприпасами, направляют на Украину инструкторов и наемников. По этим причинам рассматриваем ЕС в качестве недружественного объединения.

Необходимые выводы мы сделали. В ответ на враждебные шаги будем действовать при необходимости жестко, руководствуясь национальными интересами России и общепринятым в дипломатической практике принципом взаимности. 

Если европейцы в какой-то момент откажутся от антироссийского курса и сделают выбор в пользу взаимоуважительного диалога с Россией, мы их предложения рассмотрим и будем принимать решения исходя из наших национальных интересов, как они одобрены Президентом В. В. Путиным в новой Концепции внешней политики Российской Федерации.

   
   

Инвентаризация вопросов

— Недавно состоялся официальный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Каков в итоге оказался КПД российско-китайских переговоров?

— Состоявшийся 20-22 марта с. г. государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, ставший его первой зарубежной поездкой после переизбрания на должность главы государства, — важнейшая веха в современной истории российско-китайских отношений, свидетельство беспрецедентного уровня и особого характера двустороннего взаимодействия.

В различных форматах, включая ужин «один на один» и чаепитие у камина, лидеры России и Китая общались в общей сложности около 10 часов. Значимость подобных личных контактов в продвижении всего комплекса двусторонних связей трудно переоценить. Как отметил Президент В. В. Путин, обмен мнениями прошел «в тёплой, товарищеской и конструктивной атмосфере». В свою очередь, Председатель КНР охарактеризовал общение с Президентом России как «откровенное, дружеское и продуктивное». 

Включая ужин «один на один» и чаепитие у камина, лидеры России и Китая общались в разных форматах в общей сложности около 10 часов. Фото: РИА Новости/ Павел Быркин

На переговорах с участием делегаций подведены итоги всестороннего развития российско-китайских отношений за последний период, проведена «инвентаризация» актуальных вопросов сотрудничества в различных сферах. Состоялась также продуктивная встреча Си Цзиньпина с Председателем Правительства М. В. Мишустиным, на которой обсуждались магистральные направления наращивания практической кооперации.

Основные результаты саммита зафиксированы в двух важнейших документах — Совместном заявлении об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, и Совместном заявлении о Плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года.

Главами государств констатирована важность продолжения тесной внешнеполитической координации. Мы схожим образом видим причины возникновения основных вызовов в сфере международной безопасности. Отмечаем нежелание Запада вести межгосударственный диалог на принципах равноправия. Выступаем против применения методов санкционного давления и других инструментов недобросовестной конкуренции. При этом наше стратегическое взаимодействие не направлено против третьих стран. Оно способствует сбалансированному развитию всей международной системы.

Китайской стороной подтверждена взвешенная позиция по украинской проблеме. Приветствуем готовность Пекина играть конструктивную роль в политико-дипломатическом урегулировании конфликта. Отмечаем созвучие с нашими подходами основных положений опубликованного китайскими партнерами позиционного документа по ситуации на Украине, особенно в части необходимости обеспечить равную и неделимую безопасность для всех стран в Европе и в мире в целом. Пока же мирный процесс тормозится Киевом и его западными кураторами, которые предпринимают все усилия для затягивания боевых действий.

Визит лидера КНР имел широкий международный резонанс, буквально доминировал в глобальной информационной повестке. Это подтверждает, что российско-китайское стратегическое партнерство давно вышло за рамки исключительно двустороннего контекста. Очевидно, что наши ясно сформулированные общие позиции по ключевым проблемам современности в мире услышаны.

— Накануне визита Си Цзиньпина в Россию посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй заявил: «Китай будет и впредь выстраивать стратегическое взаимодействие «спиной к спине» с Россией». Вы чувствуете «спину» Министра иностранных дел Китая Цинь Гана? 

— Министр Цинь Ган, как и его предшественники — ныне курирующий внешнюю политику член Политбюро ЦК КПК Ван И, а до него Ян Цзечи, Ли Чжаосин и многие другие выдающиеся китайские дипломаты — мои добрые друзья и соратники. Безусловно, у нас есть и чувство локтя, и готовность «плечом к плечу» выступать в защиту коренных интересов друг друга, осуществляя стратегическую координацию усилий на мировой арене. Неоднократно подчеркивали, что российско-китайское взаимодействие играет важнейшую роль в деле формирования более справедливого, сбалансированного, полицентричного мироустройства, основанного на международном праве и центральной роли ООН. 

С Министром иностранных дел КНР Цинь Ганом — опытным высокопрофессиональным дипломатом, который неоднократно бывал в нашей стране еще до назначения на этот ответственный пост, — наладили эффективное общение. Первая встреча состоялась 2 марта в Нью-Дели «на полях» встречи министров иностранных дел «Группы двадцати». Мы подписали план межмидовских консультаций на текущий год. В рамках данного важного механизма возобновляем очную «сверку часов» между заместителями министров и профильными подразделениями наших внешнеполитических ведомств. 

В ходе визита Си Цзиньпина у меня состоялись контакты с Ван И и Цинь Ганом. Планируются встречи с министром Цинь Ганом и «на полях» других многосторонних мероприятий. Российско-китайские связи продолжают поступательно развиваться. Нам предстоит масштабная совместная работа для решения значительного числа практических вопросов.

Будем думать своей головой

— Не секрет, что есть эксперты, которые сомневаются в возможности развивать действительно равноправные российско-китайские отношения. В том числе по причине разного уровня экономического развития наших стран. Что Вы ответите этим экспертам? 

— Вопрос мнимой «зависимости» и «неравноправия» российско-китайских отношений муссируется в основном в недружественных странах уже на протяжении длительного времени. Эта тематика вновь поднята некоторыми «экспертами» после недавнего визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Видим в этом попытку бросить тень на наши успехи, вбить клин в дружбу между Москвой и Пекином. Эти замыслы легко просчитываются, а стандартные заходы, как говорится, по методичке, уже приелись и никого не смущают. 

Сейчас, когда мы перенаправляем экспорт в Азию, вдруг о нас решили проявить заботу и «по-дружески» предостеречь от зависимости от Китая.

На пике поставок российских энергоресурсов в Европу никто из западных аналитиков почему-то не пугал Россию зависимостью от ЕС. Как раз наоборот, США предостерегали Европу от ориентации на поставки углеводородов из нашей страны, желая заместить их своими сланцевыми нефтью и газом. Сейчас, когда мы перенаправляем экспорт в Азию, вдруг о нас решили проявить заботу и «по-дружески» предостеречь от зависимости от Китая. Спасибо за совет, но мы будем думать своей головой, опираться исключительно на национальные интересы и на надежных, проверенных временем и реальными делами китайских друзей.

Серьезные эксперты-международники понимают, что в современном многополярном мире существуют разветвленные связи между странами. Китай 13 лет подряд является основным торговым партнером России. В последние два года двусторонний товарооборот ежегодно увеличивался на треть и в 2022 г. вышел на новый рекордный уровень — 185 млрд долл. Мы на взаимовыгодной основе осуществляем друг другу поставки той продукции, которая востребована на рынках наших стран. Важно, что более половины расчетов между нами осуществляются в национальных валютах, сотрудничество не ограничивается торговлей, а охватывает весьма широкий спектр — от энергетики и промышленности до сельского хозяйства и космоса. У нас с Китаем в сфере торговли и экономики сформировались отношения позитивной взаимозависимости, и такой результат нашей работы не может не удовлетворять.

Крайне рискованная ставка

— После заявлений Великобритании о планах поставить на Украину боеприпасы с обедненным ураном Министр обороны России С. К. Шойгу предупредил, что «к ядерному столкновению остается все меньше ступеней». Что может сделать Россия на дипломатическом фронте, чтобы этих «ступеней» опять стало больше? 

— Задача дипломатии — поиск и выработка мирных, политико-дипломатических способов урегулирования межгосударственных противоречий и конфликтов. В том числе, разумеется, в отношениях между ядерными державами. И вот здесь возникает проблема, которая наиболее точно описывается уже достаточно избитым, но удачным выражением — «для танго нужны двое». 

Россия неоднократно предлагала конструктивные начинания, выступала с прагматичными, неполитизированными предложениями по урегулированию актуальных международных проблем. Среди них — выдвинутая в декабре 2021 года инициатива Президента В. В. Путина по предоставлению России юридически обязывающих гарантий безопасности на западном направлении. Однако в Вашингтоне и Брюсселе нас или игнорировали, или реакция была отрицательная. В конечном итоге это привело к нынешнему кризису на Украине.

Коллективный Запад открыто декларирует задачу нанести России «стратегическое поражение».

Сегодня США и их натовские сателлиты сделали крайне рискованную ставку на дальнейшую эскалацию конфликта. Коллективный Запад открыто декларирует задачу нанести России «стратегическое поражение».

Мы, со своей стороны, по-прежнему открыты к контактам, но на равноправной основе и при обязательном учёте российских интересов — в целях оздоровления ситуации в Европе и Евро-Атлантике, долгосрочного снижения ядерных рисков. Главная предпосылка здесь — отказ Запада от агрессивного враждебного курса. Однако там к этому и конструктивному диалогу с нами не готовы, в круглосуточном режиме заняты поиском новых способов сдерживания России. Опасность такой линии очевидна. Об этом мы всеми доступными методами предупреждаем западных коллег. 

Вашингтон и его прихвостни требуют жертв

— Вы уже неоднократно рассказывали, как американцы давят на страны Африки, используя, по сути, очень примитивный метод воздействия. Африканцам в ответ на вопрос «А что получат взамен те, кто встанут на сторону Запада?» Вашингтон отвечает, что они не будут наказаны. А что Африке предлагает Россия? 

— Действительно, США и их вассалы делают все возможное, чтобы добиться международной изоляции России. В частности, стараются торпедировать запланированный на конец июля в Санкт-Петербурге второй Саммит «Россия — Африка», отговорить от участия в нем наших африканских друзей.

Другое дело, что жертвовать коренными интересами ради Вашингтона и его прихвостней, таскать «каштаны из огня» для бывших колониальных метрополий желающих все меньше. Поэтому попытки помешать нашему сотрудничеству с государствами Глобального Юга и Востока будут продолжаться, но их успех далеко не гарантирован. 

Наше главное отличие от западников в том, что мы никогда не учим зарубежных партнеров, как им жить.

Наше главное отличие от западников в том, что мы никогда не учим зарубежных партнеров, как им жить. У нас нет скрытой повестки дня. Мы не применяем «двойных стандартов». Выстраиваем межгосударственное взаимодействие на принципах международного права, равноправия, взаимного уважения и учета интересов. Как представляется, именно такой созидательный подход импонирует африканцам. Да и не только им. Всем нормальным странам он импонирует. 

И, конечно, у нас есть что предложить африканским друзьям, в том числе в плане обеспечения их национальной безопасности, удовлетворения потребностей в гуманитарной сфере. Государства Африки заинтересованы в том, чтобы Россия участвовала в подготовке их профессиональных кадров. Здесь у нас традиционно сильные позиции: советское и российское высшее образование пользуется большим спросом уже у нескольких поколений африканцев. 

Это лишь малая толика направлений многогранного взаимовыгодного сотрудничества между Россией и странами Африки, которое мы намерены всемерно развивать.

— Предстоящий летом этого года в Санкт-Петербурге Второй саммит и Экономический и гуманитарный форум «Россия — Африка», очевидно, станет успешным, если удастся перейти от слов и обещаний к реализации конкретных стратегических проектов. Москва готовит сюрпризы?

— Санкт-Петербургский саммит рассматривается нами как системообразующий элемент сотрудничества между Россией и Африкой. Работа по его содержательному наполнению ведется в тесном взаимодействии с африканскими друзьями. 

В повестке дня встречи в «верхах» такие вопросы, как передача технологий, развитие промышленности и критической инфраструктуры на континенте. Имеем в виду предметно обсудить участие России в проектах по цифровизации африканских государств, развитию энергетики, сельского хозяйства и добыче полезных ископаемых, обеспечению продовольственной и энергетической безопасности. Это далеко не полный перечень тем, которые будут находиться в фокусе внимания. 

Убежден, что саммит укрепит российско-африканское стратегическое партнерство, задаст вектор развития всему комплексу отношений с Африканским континентом на среднесрочную перспективу, а также внесет существенный вклад в эффективное решение региональных и международных проблем.