Сдала с потрохами. Российские инженеры «разговорили» «Бабу-Ягу» из ВСУ

Трофейный украинский дрон «Баба-яга». © / Министерство обороны РФ

Российским военным удалось захватить в качестве трофея украинский дрон, называемый в зоне СВО «Баба-Яга», а специалистам «Центра комплексных беспилотных решений» (ЦКБР) — отследить всю цепочку поставок комплектующих для украинских «злых бабок».

   
   

«Злых бабок» бьём часто, но всегда наповал

Когда-то дрон, точнее гексокоптер «Баба-Яга» изготавливался исключительно для сельскохозяйственных нужд: проводить аэроразведку, опрыскивать поля, сады, виноградники. Но ВСУ приняли его на вооружение и используют теперь, как дрон-бомбардировщик или «материнскую» платформу-ретранслятор для заброски малых дронов-камикадзе на большую дальность.

«Дроны типа „Баба-Яга“ сбивают в зоне СВО достаточно часто, — рассказывает командир роты с позывным „Мох“, — Мы стоим на ореховском направлении, и над нашими позициями эти „бабки“ летают через день на ремень. Противник очень опасный, способен нести больше 50 килограмм боевого заряда» от обычных гранат до мин и кумулятивных зарядов. Летает чаще всего ночью. В этом случае ему получается подойти более-менее скрытно. Ночью его слышно хорошо, а вот видно плохо. Но с тепловизором его, конечно, можно сбивать. Несколько раз у наших бойцов получалось подбивать «Бабу-Ягу, но они были груженые и взрывались в воздухе или при падении на землю. Посадить не получалось никогда».

Точной информации нет, где и при каких обстоятельствах была посажена на землю «Баба-Яга», которая досталась специалистам ЦКБР. Впрочем, это не столь важно. Главное, что инженерам удалось «выпытать» у вражеского дрона много полезной и секретной информации.

Отследили каждый шаг от «рождения» до «плена»

Как рассказал генеральный директор ЦКБР Дмитрий Кузякин, специалистам их предприятия удалось полностью, шаг за шагом, отследить всю цепочку поставок комплектующим для сборки украинского военного дрона.

«Именно к нам попал первый трофейный дрон „Баба-Яга“. <...> Нам удалось „разговорить“ дрон, и мы узнали, что попала на фронт „Баба-Яга“ не сразу. Она долго ездила по Восточной Европе и Украине. Все точки, которые она нам показала, были сопоставлены с другой информацией, и в результате были получены бесценные данные о цепях логистики, складов, производств и полигонов», — рассказал руководитель ЦКБР.

По словам Кузякина, к ним довольно часто поступают для изучения вражеские беспилотные системы. Информация, добытая из их «мозгов»: навигационных систем и полетных контроллеров передается «в органы и профильные организации».

   
   

«Это как раз тот случай, когда элементная база рассказывает гораздо больше, чем любой агент, шпион или пленный специалист по беспилотникам противника», — считает гендиректор ЦКБР.