Главная тема переговоров — интеграция в Евразийском экономическом союзе, к которому Армения присоединилась в прошлом году. Но у зажатой между Азербайджаном и Турцией страны есть и более острые поводы для беспокойства.
— Интеграционные процессы — тема, которая после присоединения Армении к ЕЭАС занимает достаточно важное место в двусторонней повестке дня, — сказал «АиФ» пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков накануне переговоров.
Отвечая на вопрос о возросшем риске возобновления карабахского конфликта на фоне обострившихся отношений России и Турции, а также о ситуации внутри самой Турции, Дмитрий Песков пояснил:
— Безусловно, соседство с таким турбулентным регионом не добавляет стабильности нашим соседям. Конечно, обмен мнениями по наиболее горячим темам состоится.
В феврале стало известно, что Армения получит от России экспортный кредит — 200 млн долларов на 10 лет с отсрочкой выплат до начала 2018 года — на покупку российских вооружений. Сообщалось о том, что в списке — системы залпового огня «Смерч», зенитно-ракетный комплексы «Игла-С», комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», тяжёлые огнемётные системы «Солнцепёк», бронетанковая техника, бронеавтомобили «Тигр», стрелковое оружие, средства связи, инженерные средства и т. д.
Министерство иностранных дел Азербайджана вслед направило МИД России ноту протеста, настаивая, что Армения размещает технику и вооружения в Нагорном Карабахе — непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. Баку потребовал от Москвы гарантий неиспользования запланированных к поставке вооружений в Нагорном Карабахе, а также вдоль азербайджано-армянской границы.
Впрочем, до этого поводом для недовольства со стороны Армении становились поставки российского оружия в Азербайджан.
— Риск возобновления карабахского конфликта остаётся всегда, — пояснил «АиФ» Сергей Маркедонов, эксперт по региону, доцент Российского государственного гуманитарного университета. — Но сейчас предпосылок для возобновления военных действий я не вижу. Прежде всего, потому, что Карабах, в отличие от других горячих точек постсоветского пространства, не является конкурентной площадкой для России и Запада.
Турция, имеющая длительную историю тяжёлых отношений с Арменией, последовательно поддерживает Азербайджан в карабахском вопросе и на фоне обострения отношений с Россией может способствовать тому, чтобы у Армении как союзника России по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а через Армению и у самой России возникли новые сложности в регионе. По словам Маркедонова, опасность представляют перестрелки не в Карабахе (формально не входит в признанные границы Армении), а на армяно-азербайджанской границе. Это потребует задействовать механизмы взаимопомощи, существующие в ОДКБ, что, в свою очередь, может вызвать споры с другими членами организации. Тем временем, если говорить о роли Турции, сейчас, по словам эксперта, можно констатировать лишь повышение градуса воинственной риторики:
— Конфронтация не способствует снижению рисков. Но для Турции первостепенное направление для приложения усилий — это Ближний Восток, а не Кавказ. Здесь очень много будет зависеть от ситуации вокруг Сирии. А в Сирии Турция уже продемонстрировала определённую ограниченность своих ресурсов. В свою очередь, Армения, которая поддержала Россию в ситуацию с Турцией, хотела бы большей ясности в отношении России к карабахскому конфликту и отношениям Москвы с Баку, определилась, если можно так сказать, «с какими она мастерами культуры».
Для самой Армении выбор России в качестве главного союзника был единственно возможным, в том числе, в том, что касается экономики. В 2013 году президент Армении Серж Саргсян оказался примерно перед тем же выбором, что и президент Украины Виктор Янукович. Тот подписал соглашение об экономической ассоциации с Евросоюзом, но попытка отсрочить его вступление в силу ввиду неминуемого удара по украинской экономике в итоге стоила Януковичу революции и потери поста.
Свой выбор в пользу Евразийского экономического союза Серж Саргсян весной 2015 года объяснял так:
— Подписание договора с ЕС дало бы в перспективе рост 1–2%. Но только скидка на газ в рамках ЕАЭС в разы превышает этот показатель. Готовы ли люди на 10–15 лет затянуть пояса потуже, но иметь договор о свободной торговле с ЕС? Со странами ЕАЭС у нас есть экономические отношения, сформированные десятилетиями. Несколько сот тысяч семей занимаются сельским хозяйством, и единственный рынок для них — страны ЕАЭС… Французы дали бы возможность продавать наш коньяк у себя? Нет, конечно. А в России наш коньяк ценят. Я не мог принять решение, которое обанкротит сотни тысяч семей, только для того, чтобы бить себя в грудь и говорить о том, что я подписал договор с «цивилизованной Европой».
Тем временем сегодня у российского присутствия в Армении, по словам Сергея Маркедонова, есть проблемы с «качеством».
— С одной стороны, в армянском обществе вызывает вопросы экономическая политика российских корпораций, крупного бизнеса (вспомнить хотя бы волнения в прошлом году по поводу повышения тарифов на электроэнергию). С другой стороны, наши дипломаты рассказывают, что денег нет, в мире нас никто не любит, и уделяют слишком много внимания тому, как нам было хорошо вместе в СССР. Выступают в роли «плачущих империалистов». Но ностальгия по советским временам в Армении уже никого не заводит. Для работы с теми, кто завтра придёт в Армении в госуправление, дипломатию, бизнес, нужны новые идеи.
Тем временем на встрече, по мнению эксперта, неизбежно будут затрагиваться и армянские внутриполитические темы. Серж Саргсян планирует конституционную реформу, в ходе которой новые полномочия получит парламент и премьер-министр страны:
— Свидетельствует ли это о доверительности личных отношений Владимира Путина и Сержа Саргсяна? Думаю, в любом случае Саргсяну, который планирует пересесть из одного кресла в другое, например, спикера парламента или премьер-министра, будет разумно «проговорить» эту тему, чтобы потом не выяснить, что одна из «башен Кремля» работает против него.