По итогам 2023 года Европа импортировала из России 45 млрд куб. м трубопроводного газа, подсчитали в международном энергетическом агентстве (МЭА). Это стало минимальным показателем с начала 1970-х годов, но, учитывая многочисленные санкции и сложности во взаиморасчетах, сохранившиеся поставки даже в таких минимальных объемах можно занести в актив. При этом львиная доля российского экспорта (около 20 млрд куб. м) пришлась на не входящую в Евросоюз Турцию, туда мы прокачиваем газ по «Голубому потоку» и одной из двух ниток «Турецкого потока».
«В страны ЕС трубопроводные поставки из России идут двумя маршрутами, — поясняет Юшков. — Через Украину (примерно 14,5 млрд куб. м в год) и в схожем объеме по одной из ниток „Турецкого потока“. Транзит по Украине обеспечивает газом Словакию и Австрию, через Турцию наше голубое топливо поступает в Болгарию, Сербию, Венгрию, Грецию, Румынию, Черногорию».
Для всех этих стран выгодно покупать наш газ, любая альтернатива заставит их переплачивать. В Европе есть собственная добыча голубого топлива, но обеспечивают они себя в основном усилиями Норвегии, Великобритании и Нидерландов лишь на 40% от потребностей, и все эти объемы уже давно расписаны на несколько лет вперед. А при выходе на рынок сжиженного газа придется конкурировать с мощными покупателями в Азии, что только подстегнет расходы на закупку СПГ. «В этом случае им придется искать на рынке свободные объемы сжиженного газа, доставлять его, платить за перевалку в порту, за регазификацию, — перечисляет Юшков. — Все это сделает любую альтернативу российскому газу значительно более дорогой. Поэтому чисто из экономических соображений эти страны продолжат закупать у нас голубое топливо и в ближайшие месяцы никакого эмбарго вводить не будут».
Ранее Игорь Юшков специально для aif.ru объяснил причины наращивания Европой закупок трубопроводного и сжиженного газа в России.