«РФ выше региональных разборок». Иран выразил недовольство позицией Москвы

© / Abram81 / istockphoto.com

Временного поверенного в делах РФ в Тегеране вызвали в МИД Ирана из-за декларации, принятой по итогам VI сессии Российско-арабского форума по сотрудничеству, который прошел в Марракеше. Как считает Тегеран, в ней Россия поддержала претензии ОАЭ на находящиеся у входа в Ормузский пролив острова Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб. Эти острова Иран считает своими.

   
   

Насколько серьезны претензии Ирана и в чем суть позиции России, разбирался aif.ru.

О каких островах вообще речь?

Абу-Муса, Малый Томб и Большой Томб — три небольших острова в Персидском заливе, которые являются предметом территориального спора между Ираном и ОАЭ. Фактически острова принадлежат Ирану. Они находятся под его контролем с 1971 года.

Острова имеют важное стратегическое значение — они позволяют контролировать Ормузский пролив, который соединяет Персидский залив с Индийским океаном. В свою очередь Ормузский пролив — важнейший нефтяной путь. Через него транспортируется вся нефть Ирана, Кувейта, Катара, ОАЭ и большая часть нефти Саудовской Аравии. В сумме это 20% всего экспорта нефти в мире (около 17-18 млн барр в сутки). Кроме того, через пролив идет и экспортируемый Катаром сжиженный природный газ.

Что именно было сказано в возмутившей Иран декларации? 

В совместном заявлении, принятом по итогу шестой сессии Российско-арабского форума сотрудничества в Марокко, было сказано о «поддержке усилий по достижению мирного урегулирования спора» о трех этих островах. Как говорится в заявлении, вопрос должен быть решен «в соответствии с принципами международного права и Устава ООН, в том числе путем двусторонних переговоров или обращений в Международный суд ООН, если стороны примут такое решение».

Это возмутило иранцев, которые считают, что их суверенитет над островами нероспорим. Временному поверенному в делах России в Тегеране МИД Ирана заявил о необходимости уважения территориальной целостности стран «как признанного и основного принципа отношений между народами».

   
   

Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян позвонил Сергею Лаврову и сказал, что уважение территориальной целостности является одним из основополагающих принципов двустороннего партнерства между Москвой и Тегераном и что Иран относится к этому очень серьезно.

Интересно, что это уже не первый демарш Тегерана из-за позиции России по островам. В июле Иран выразил протест России из схожего заявления по итогам стратегического диалога Россия — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Почему Россия занимает такую позицию?

Для России важны отношения с Ираном, но также важны и отношения с ОАЭ, Саудовской Аравией, другими арабскими странами, отметил в разговоре с aif.ru эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин. «С Ираном нас связывает сейчас тесное военно-техническое сотрудничество, а с ОАЭ — торговые взаимоотношения. Причем торговый оборот с Эмиратами почти в два раза выше, чем с Ираном. У арабских стран Персидского залива отношения с Ираном непростые. И Москва старается соблюдать паритет в отношениях с этими странами, показывая себя “равноудаленным” игроком на Ближнем Востоке, который “выше региональных разборок” и ведет диалог со всеми», — говорит эксперт.