Развеяны над океаном. Как избавились от тел японских военных преступников

Судьи Международного военного трибунала для Дальнего Востока. © / Commons.wikimedia.org

​Историки сумели получить достоверные сведения, которые позволили пролить свет на вопрос о том, что стало с останками японских военных преступников, казненных по приговору Международного трибунала.

   
   

«Самураи-мученики»

Как сообщило агентство Kyodo, в Национальном управлении архивов и документации США была обнаружена запись, позволяющая утверждать, что от праха избавились сразу после казни и кремации тел. 

На протяжении десятилетий в Японии существует легенда, согласно которой прах осужденных японских руководителей удалось выкрасть и похоронить с почестями. В 1960 году на вершине горы Микэнояма около города Нагоя был открыт памятник семи главным японским военным преступникам. Надпись на нем гласила: «Могила семи самураев-мучеников».

Заседание Международного военного трибунала для Дальнего Востока. Фото: Commons.wikimedia.org

В отличие от Германии, где политики, открыто заявляющие о почитании руководителей Третьего Рейха, могут попрощаться с карьерой, в Японии многие члены кабинетов министров, включая их глав, открыто поклонялись тем, кого повесили по приговору Токийского трибунала.

О ком же идет речь?

Одним из пунктов Акта о безоговорочной капитуляции Японии в сентябре 1945 года было обязательство о выдаче военных преступников специально созданному трибуналу.

Изначально было известно, что члены императорской семьи Японии получат иммунитет от судебного преследования. Также по ходатайству американского генерала Дугласа Макартура иммунитет получили разработчики японского бактериологического оружия во главе с микробиологом Сиро Исии. Такое решение было обусловлено желанием США воспользоваться передовыми японскими разработками в этой области.

Дуглас Макартур. Фото: Commons.wikimedia.org

Трибунал для Дальнего Востока

Устав Международного военного трибунала для Дальнего Востока был утвержден генералом Дугласом Макартуром как Главнокомандующим союзными оккупационными войсками 19 января 1946 года.

   
   

В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности.

Всего в качестве обвиняемых фигурировали 29 человек. Премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ ушел из жизни накануне ареста. Глава МИД Есукэ Мацуока и адмирал Осами Нагано скончались во время следствия. Идеолог японского милитаризма Сюмэй Окава сошел с ума и умер в клинике в Токио в 1957 году.

Здание, где заседал Международный военный трибунал для Дальнего Востока. Фото: Commons.wikimedia.org

Процесс стартовал 3 мая 1946 года. В его ходе было проведено 818 открытых судебных заседаний и 131 заседание в судейской комнате; трибунал принял 4356 документальных доказательств и 1194 свидетельских показания (из которых 419 были заслушаны непосредственно трибуналом).

Токийский процесс получился более длительным, чем суд в Нюрнберге. Его последнее заседание состоялось 12 ноября 1948 года. Из 25 подсудимых семеро были приговорены к смертной казни, 15 обвиняемых приговорили к пожизненному заключению, остальные получили различные тюремные сроки.

В список приговоренных к смерти вошли генерал Кэндзи Доихара, генерал Сэйсиро Итагаки, генерал Хэйтаро Кимура, генерал Иванэ Мацуи, генерал Акира Муто, генерал Хидэки Тодзио и глава МИД Коки Хирота.

Без самурайских традиций, но с сакэ

Казнь была назначена на час ночи 23 декабря 1948 года. Осужденные попытались добиться права подняться на эшафот в парадной одежде, но получили жесткий отказ. Их оставили в тех же тюремных робах, в которые они были облачены во время нахождения в тюрьме.

Японцы посчитали это дополнительным оскорблением, так их заставляли нарушить воинские традиции самураев. Но, откровенно говоря, никто из союзников не горел желанием хоть в чем-то уступать людям, залившим кровью Китай и всю юго-восточную Азию.

Перед казнью им позволили выпить по чашке сакэ, пообщаться со священнослужителем и провозгласить здравицы в честь империи и императора. Эшафот установили во дворе тюрьмы Сугамо. Это тюремное заведение с 1920-х годов использовалось для содержания политических заключенных. В ноябре 1944 года в тюрьме Сугамо был казнен советский разведчик Рихард Зорге.

Непосредственным исполнителем казни японских военных преступников стал американский военнослужащий Джон Вуд, ранее приведший в исполнение смертные приговоры в отношении высших руководителей Третьего Рейха. Сама экзекуция проводилась в присутствии членов Союзного совета для Японии.

После того как медики подтвердили смерть всех семерых, тела были доставлены в Иокогаму и сожжены в местном крематории. Родственникам военных преступников объявили, что им останки для захоронения выдаваться не будут.

В 30 милях от Иокогамы

Это и поспособствовало появлению легенд о том, что некие японские патриоты похитили прах казненных.

Но преподаватель Университета Нихон Хироаки Такадзава нашел подтверждение тому, что союзники избавились от праха после кремации. В отчете одного из американских офицеров о казни и дальнейших действиях, который хранится в Национальном управлении архивов и документации США, говорится следующее: «Прах был отправлен на самолете на 30 миль к востоку от Иокогамы над Тихим океаном, я развеял прах на большой площади». По мнению специалистов, данные действия были предприняты для того, чтобы не допустить создания культа вокруг фигур казненных, а также не оставлять японцам места для поклонения.

Однако, в отличие от Германии, американцы в дальнейшем не проводили жесткой линии по перекодированию местного населения и прививанию ему чувства вины за деяния Японии в годы войны. В итоге в начале 1950-х японцы начали массово реабилитировать тех, чьи руки были по локоть в крови. Из тех японских военных преступников, которые избежали смертного приговора, последний вышел на свободу в 1956 году.

Храм, где поклоняются убийцам

В Токио существует синтоистское святилище Ясукуни, в котором поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора. Вплоть до 1978 года японцы избегали вносить в списки почитаемых в Ясукуни осужденных военных преступников, но затем, после смены жреца в храме, церемония состоялась. Это вызывало громкий скандал в Стране Восходящего солнца, поскольку многие увидели в этом шаге осквернение святыни. Но что сделано, то сделано — теперь душам повешенных японских милитаристов поклоняются.

С 2001 года ежегодные демонстративные посещения храма Ясукуни премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми вызывали активное недовольство Китая и Кореи, каждый раз высказывавшим по данному поводу официальные протесты. В официальном заявлении Пекина, в частности, говорилось, что подобное паломничество «равносильно отданию почестей нацистам, повешенным по приговору Нюрнбергского трибунала». 

Сменивший Коидзуми на посту премьер-министра Синдзо Абэ первоначально отказывался от посещения Ясукуни, но в 2013 году и он почтил память преступников. А уж депутаты японского парламента появляются в Ясукуни десятками.

В общем, историческая память оказалась короткой и весьма специфической.