Польские власти сделали сегодня целый ряд заявлений, которые просто разочаровывающе звучат для Украины. Президент страны Кароль Навроцкий сообщил, что хочет добиться запрета выдачи бандеровцам гражданства Польши и приравнивания бандеровской идеологии к идеологии нацизма. Кроме этого, Навроцкий наложил вето на принятый Сеймом законопроект о выплатах и бесплатном медобеспечении неработающим украинцам и лишил оплаты системы Starlink для Киева.
Позже выступил премьер страны Дональд Туск. Он рассказал, что Польша не намерена вводить войска на Украину после окончания конфликта. По его словам, в планах республики — стать материально-технической базой для помощи Киеву.
Почему горячо любимый сосед Украины решил выступить с такой жесткой риторикой, aif.ru обсудил с экспертом.
Бандеровцам не дадут паспорта
Навроцки предложил ужесточить условия для получения польского гражданства. По его словам, те, кто симпатизирует бандеровской идеологии, должны быть вовсе лишены возможности получить паспорт республики.
«Я считаю, что в законопроекте должен быть однозначный лозунг: «Стоп бандеровщине»», — заявил президент в эфире TVP Info. Кроме того, Навроцкий считает, что возможность получения гражданства должна возникать по прошествии десяти лет проживания в Польше вместо трех.
Еще одним предложением лидера республики стало установление уголовной ответственности за пропаганду бандеровских взглядов и символов. Это решение должно уравнять бандеровцев и фашистов. «В Уголовном кодексе мы должны уравнять бандеровскую символику с символами германского национал-социализма», — заявил Навроцкий.
Не ограничился словами
Еще одним решением Навроцкого стало наложение вето на принятый Сеймом законопроект о соцвыплатах и бесплатном медобслуживании для украинцев, которые прибыли в Польшу после февраля 2022 года.
«Закон, предложенный 3,5 года назад, должен быть пересмотрен. Пособие в размере 800 злотых должно предоставляться беженцам, которые берут на себя обязательство работать», — поделился своим видением президент.
Однако, как выяснилось позже, вето коснулось не только беженцев. Министр цифровизации Кшиштоф Гавковски заявил в соцсетях, что вето Навроцкого отключает Starlink украинским властям. Кроме того, отсутствие финансирования после вето не дает Польше платить за хранение данных режима нелегитимного лидера Зеленского в безопасном месте.
«Я не могу представить себе лучшего подарка для войск Путина, чем отрезать Украину от интернета, что только что решил президент», — заявил Гавковски.
Туск добил Киев
Последним заявлением Украину добил премьер-министр Туск. Он в беседе с канадским коллегой Майклом Карни отметил, что республика не собирается отправлять войска на Украину после окончания конфликта, пишет Wirtualna Polska.
По словам Туска, задачей Польши должна стать «материально-техническая организация помощи Украине» и «защита европейско-российской» и «европейско-белорусской» границ. В чем будет заключаться эта «защита», конечно, Туск не объяснил.
«Не против поуправлять Западной Украиной»
По его словам, несмотря на «дружбу», поляки очень прагматично подходят к Украине и конфликту на ее территории. «Они неплохо заработали на перевооружении. За передачу старых запасов Киеву Варшава выручила более 2 млрд долларов и получила новые образцы вооружений. Кроме того, Польша не прочь поуправлять западными регионами без их включения в состав страны и столкновения с российской армией. В Варшаве были бы рады получить для себя ресурсную базу и холопов с Галичины и Львовщины», — отмечает Дудчак.
Что до возможных выгод, то заявления Польши могут быть сделаны для того, чтобы получить гарантии и материальную компенсацию за содержание беженцев от Европы. «Украинцев они принимают до тех пор, пока Евросоюз за это платит из специальных фондов. Они из своего бюджета вообще не хотят тратиться на тех, кто не приносит им какой-то позитивный результат. Зачем им такие работники? Тех же из украинцев, кто переехал и трудится в Польше, власти страны не выдадут ни при каких условиях и требованиях Киева. Варшаве намного выгоднее иметь рабочие руки с Украины и отчитываться об их устройстве, чем принимать беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока», — завершает эксперт.