«Пустые рамки». Польша требует от Москвы 7 полотен итальянских мастеров

Министр культуры и национального наследия Польской Республики Пётр Тадеуш Глиньский. © / gov.pl

О том, почему Польша именно сейчас выступила с таким заявлением и какой флэшмоб польские власти запускают в своих музеях, на конференции, прошедшей 14 сентября в Музее дворца короля Яна III Собеского, рассказал министр культуры и национального наследия Польской Республики Пётр Тадеуш Глиньский: «17 сентября — очередная годовщина нападения Советского Союза на Польшу в 1939 г. 83 года назад Польша пала жертвой двух агрессоров — Германии и СССР. Сегодня мы открываем общенациональный проект под названием „Пустые рамки“, который должен напомнить людям о произведениях искусства и исторических зданиях, разграбленных во время Второй мировой войны — как немцами, так и Советами. В 12 музеях по всей стране будут размещены специальные таблички, напоминающие о потерях Польши в области культуры в ходе войны и, в частности, о произведениях, украденных из этих учреждений».

   
   

Почему тогда никто не возмущался?

17 сентября — дата для современной Польши действительно болезненная. Другое дело, что в том самом 1939 году польская сторона не отреагировала на «советское вторжение» никак. Ни польское правительство, бежавшее из страны, ни альтернативное польское правительство, наскоро сформированное в Париже, не объявили СССР войну и даже не обратились в Лигу Наций с жалобой на «агрессивные действия СССР». Грубо говоря, польские политики в 1939 г. согласились с тем, что СССР возвратил себе своё — те западные области Украины и Белоруссии, что были отторгнуты Польшей в ходе войны 1919-1921 гг. А поскольку СССР в сентябре 1939 г. не был официально признан агрессором, называть его так попросту незаконно — это прямая клевета.

Нынешние польские политики придерживаются иного мнения: «В восточных областях, вошедших в состав СССР, была конфискована частная собственность, а произведения искусства были разграблены Красной Армией». Как можно разграбить то, что и так принадлежит тебе по праву, что ты только что вернул себе — не объясняется.

«Официальной претензии не поступало»

Зато широкой общественности представлен список из семи картин итальянских мастеров XIV-XVIII вв., которые якобы были вывезены в Москву и попали в хранилища ГМИИ им. Пушкина:

«Поклонение младенцу» — Лоренцо ди Креди, «Два святых» — Аретино Спинелло, «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» — неизвестный итальянский художник, «Христос и копьё» — Лука Джордано, «Мадонна с младенцем и лилиями на фоне пейзажа» — неизвестный итальянский художник, «Портрет художника» — Валантен де Булонь, «Итальянский пейзаж со стаффажем» — Андреа Локателли.

В заявлении Петра Глиньского нет ни слова о том, в какой именно период польские музеи утратили эти произведения. Стоит напомнить, что нацистская оккупация Польши длилась 6 лет и что изъятием культурных ценностей с территории страны всё это время занимались профессионалы высшей лиги — немецкие учёные и искусствоведы. И когда в 1944-1945 гг. РККА освобождала Польшу, территория этой страны мало что могла дать в плане «изъятия культурных ценностей».

Тем не менее Пётр Глиньский уверен: «Вторым этапом советского грабежа стало наступление Восточного фронта, за которым последовали трофейные бригады. Эти части предназначались для компенсации потерь СССР, но вскоре выяснилось, что запланированная компенсация превратилась в жестокий грабёж, которому подверглись польские памятники».

   
   

Здесь всё вывернуто наизнанку. Трофейные бригады комитета по делам искусств СССР и комитета по делам культпросветучреждений РСФСР действовали в основном на территории Германии и занимались не «грабежом», а спасением культурных ценностей — многие из них, например, сокровища Дрезденской галереи, были немцами спрятаны и заминированы. Более того, когда в Москве провели анализ спасённых и вывезенных в СССР культурных ценностей, советская сторона приняла решение вернуть их законным владельцам. Шедевры той же Дрезденской галереи были отреставрированы и в 1955 г. отправлены в Саксонию. Польше к 1956 г. передали более 27 тысяч культурных объектов и произведений искусства, а также более 20 тысяч книг и архивных единиц хранения.

«АиФ» отправил в ГМИИ им. Пушкина и в Министерство культуры РФ запрос с просьбой прокомментировать обращение Польши. Ответа из музея мы пока не получили. Министерство культуры прокомментировало сложившуюся ситуацию так: «Условия передачи заинтересованным государствам перемещённых культурных ценностей урегулированы Федеральным законом „О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации“. Данный вид ценностей относится к особой категории, так как они были перемещены на территорию СССР в осуществление компенсаторной реституции за действия нацистской Германии и её союзников в ходе Великой Отечественной войны. На данный момент официальной претензии Польши на перемещённые культурные ценности в порядке, установленном законом, в адрес Минкультуры России не поступало».