«Пусть платят репарации». Каким Украина видит мир на Донбассе

Владислав Криклий, министр инфраструктуры Украины. © / Фото: Ivasykus / Commons.wikimedia.org

Современная украинская политическая жизнь напоминает классический пример шизофрении. «Раздвоение личности» нынешней власти налицо — пока одни чиновники обещают скорое примирение с Донбассом, другие своими выступлениями не оставляют шансов ни на какое сближение.

   
   

«Все меньше, вспоминая жителей Крыма и Донбасса, мы говорим "граждане Украины"»

Выступая на Форуме единства в Мариуполе президент Украины Владимир Зеленский заявил: «Упоминания о людях на неподконтрольном Донбассе так или иначе связаны только с войной, что ставит на них негативное клеймо. А наших граждан из Луганска и Донецка, независимо от их отношения к так называемым "ЛНР", "ДНР", всех без исключения называют "сепарами", а в официальной риторике уже стало нормальным говорить "жители временно оккупированных территорий", и все меньше, вспоминая жителей Крыма и Донбасса, мы говорим "граждане Украины". Мы не должны об этом забывать».

Так украинский лидер пытается реализовывать свою концепцию «информационной войны», в рамках которой он рассчитывает убедить жителей не только Донецка и Луганска, но и Севастополя и Симферополя, что Украина им мать родная, и она жаждет заключить своих блудных сыновей и дочерей в объятия. Но не успели граждане ДНР и ЛНР прослезиться от умиления, как свою точку зрения решил изложить министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

«Украинцы не будут платить за неподконтрольную территорию»

В эфире украинского телеканала «1+1» чиновник заявил, что Украина собирается заниматься восстановлением исключительно той части Донбасса, которая находится под ее контролем, и не за счет бюджетных средств, а за счет привлеченных инвестиций.

Что же касается территории ДНР и ЛНР, то Криклий представляет себе будущее так: «Относительно того, будут ли платить за это украинцы, за неподконтрольную территорию, то, конечно же, нет. Это априори невозможно. Пусть возвращают нам сначала территорию, потом страна-агрессор выплачивает репарации, а потом мы уже будем говорить о том, как мы будем вкладывать средства и возобновлять этот регион».

Если кто-то не знает, то репарации — это форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению.

Как правило, репарации страна-победитель накладывает на оппонента, потерпевшего поражение. Когда гражданин Криклий успел победить Россию — тайна за семью печатями. У украинской армии вообще-то не получилось одолеть даже ополченцев Донбасса, и кто кому здесь теоретически должен выплачивать репарации, это большой вопрос. Не говоря уже о том, что Украина, называющая Россию «государством-агрессором», за пять с половиной лет так и не объявила «агрессору» войну.    
   

Проклятое место

Но дело здесь даже не в бредовых мечтах о репарациях. Украинский министр говорит о «неподконтрольной территории», а не о людях. Украинцы для него существуют только по одну сторону разграничительной линии. А по другую — лишь земли, которые «Россия должна вернуть с доплатой».

И звучат эти речи из уст человека, который входит в команду Зеленского, за день до этого изо всех сил умасливавшего жителей ДНР и ЛНР.

Наверное, все дело в том, что место министра инфраструктуры Украины — проклятое. Предшественников Криклия в должности был незабвенный Владимир Омелян, прославившийся отменой авиасообщения с Россией, махровым национализмом и так называемым «украинским гиперлупом», ставшим в Незалежной притчей во языцех.

Смена пришла под стать Омеляну. Криклий с ходу заявил, что никакого восстановления прямого авиасообщения с Россией быть не может: «Это просто опасно для украинцев. Мне кажется, надо иметь какой-то суицидальный настрой, чтобы предложить восстановление этого авиасообщения. Я уже не говорю о геополитических вещах. Если мы все восстанавливаем, то значит, мы даем месседж внешнему миру, что все хорошо, все прекрасно, никаких проблем у нас с ними нет. Тогда вопрос: зачем мы по каким-то дополнительным санкциям в отношении них обращаемся».

Сын банкира и «человек Авакова»: кто такой Владислав Криклий?

Новому министру 32 года, и свою карьеру он начинал благодаря отцу — Артуру Криклию, в начале 2000-х возглавлявшему украинский «Интербанк». В этом же банке отдел по работе с ценными бумагами возглавил Криклий-младший.

Затем Владислав занимался различной предпринимательской деятельностью, причем со скандальным оттенком. Так, он был совладельцем рекламной фирмы, занимавшейся размещением рекламы в лифтах жилых домов. Вот только коммунальщикам положенные платежи от компании Криклия не поступали. Добиться положенных выплат те не могли даже через суд. Зато другая фирма Криклия, в которой украинские судебные органы усмотрели признаки фиктивности, как раз исправно получала платежи от рекламодателей.

Кажется, Владислав Артурович насчет этих разбирательств совсем не переживал. И это неудивительно, ведь в 2014 году он стал советником главы МВД Украины Арсена Авакова по вопросам внедрения информационных технологий. Затем Криклий занимался ликвидационными процедурами по упразднению департамента ГАИ. После этого его назначили начальником сервисного центра МВД, в сферу ответственности которого, в частности, входила регистрация автомобилей.

Летом 2019 года Криклий был избран в Верховную Раду по спискам партии «Слуга народа». Интересно, что в партийном списке он занимал довольно высокое 12-е место. А уже 29 августа 2019 года Владислав Криклий оказался министром в новом правительстве Алексея Гончарука.

По всей видимости, Криклия следует рассматривать как человека Авакова, оказавшегося в правительстве в рамках сделки между Зеленскими и главой МВД. Но жителям Донбасса не до этих «тайн мадридского двора». Для них важно, что лицо в ранге министра делает заявления, не оставляющие надежд на какое-либо мирное урегулирование.

«Донбасс по своему гражданскому сознанию наихудший»

Украина вообще ежедневно доказывает, что на мирное сосуществование с людьми, имеющими другие взгляды, она неспособна. Накануне в Одессе националисты демонтировали барельеф маршала Жукова, за пару дней до этого стало известно, что в Кривом Роге человек был осужден за то, что вышел на улицу в майке с серпом и молотом. В Верховной Раде пропрезидентское большинство провалило голосование по предложению о создании комиссии по расследованию событий 2 мая 2014 года в Одессе.

Еще одной украинской «звездой» последних дней стал журналист Остап Дроздов, в эфире «5 канала» откровенничавший относительно своего отношения к жителям Донбасса: «О территориях мы не спорим... Но я разделяю вопрос демографии, населения. Мы не будем разбираться единично со всеми. Мы должны к этому подойти цинично. В принципе, все люди, которые там шестой год живут в "ЛНР" и "ДНР", которые собираются на "Мы хотим в Россию" или это внутренне поддерживают, или не говорят что-то против, они для меня испорченные и утраченные люди. Как граждан Украины я их не вижу... Если ты не выехал, ты автоматически лишаешься гражданства, и позже государство говорит: получай заново... Мы если начнем играть в полумеры, они нас просто задушат... В определенной мере это страшные люди... Я утверждаю, что Донбасс по своему гражданскому сознанию наихудший. Они в том "ДНР" и "ЛНР", кроме "Раши тудей" и Скабеевой, ничего не слушают. Это в принципе пропащие люди».

Вы еще не забыли, с какими речами в Мариуполе выступал президент Зеленский? Возникает вопрос: чего стоят его добрые намерения, если он неспособен урезонить ни воинствующих националистов, ни собственного министра инфраструктуры, ни даже Остапа Дроздова?