В Тегеране в ночь с 30 на 31 июля был убит глава Политбюро ХАМАС Исмаил Хания. В Иране не сомневаются, что за терактом стоит Израиль.
Что известно об убийстве, каковы его причины и последствия, aif.ru узнавал у экспертов.
Как произошло убийство?
На данный момент известно не очень много.
Хания прилетел в Тегеран на инаугурацию нового президента Ирана Масуда Пезешкияна. Она состоялась 30 июля. Убит глава политбюро ХАМАС был «буквально в своей постели» в два ночи «в результате прямого попадания ракеты» в дом, где он остановился на ночь, сообщили источники арабоязычных телеканалов Al Arabiya и Al Hadath. Они также сообщают, что ракета (скорее всего) запущена с территории соседнего государства. Какого именно, не сообщается. Вместе с Ханией погиб его телохранитель. Корпус стражей исламской революции (КСИР) заявил, что ведется расследование обстоятельств убийства.
Достоверных подтверждений, что Хания был убит именно ракетным ударом, нет. Возможно также, что это было какое-то взрывное устройство.
Убийство Хании вызвало осуждение по всему миру, но не в США
Иранские власти не сомневаются, что за убийством стоит Израиль.
«Наш долг — отомстить и сурово наказать сионистское образование за убийство, совершенное на нашей земле», — заявил Верховный лидер Ирана Али Хаменеи.
«Вчера я помахал победной рукой Хании, и теперь мне придется нести ее на своих плечах и похоронить,— заявил вступивший вчера в должность президент Ирана Масуд Пезешкиян. — Иран будет защищать свой суверенитет и заставит вторгшихся террористов пожалеть о своих трусливых действиях».
С осуждением убийства уже выступили Китай и Турция.
«Это абсолютно неприемлемое политическое убийство, и это приведет к дальнейшей эскалации напряженности», — сказал замглавы МИД РФ Михаил Богданов.
Израиль официально не комментировал гибель политического лидера группировки, а в США заявили, что им «нечего сказать».
Может ли это быть кто-то, кроме Израиля?
Каких-то иных вариантов не было уже очень давно, ответил востоковед.
«Понятно, что мы можем вспомнить 80-90-е гг., когда в Иране была внутренняя оппозиция, которая пыталась бороться с властями политическими убийствами, но это было очень давно. И с тех пор всегда, когда крупный теракт происходит, то спустя некоторое время выясняется, что это был Израиль (либо Израиль вместе с США) — как правило, через утечки в западные СМИ», — объяснил Смагин.
Какие цели мог преследовать Израиль?
Израиль сейчас ведет боевые действия против ХАМАС в секторе Газа. А Иран является союзником ХАМАС. Между Ираном и Израилем очень плохие отношения — стороны постоянно обмениваются ударами. Израиль недавно нанес удар по консульству Ирана в Сирии, а также постоянно убивает иранских офицеров. Иран в ответ нанес массированный ракетный удар по Израилю.
Убийство Хании сразу после инаугурации президента Ирана — это пощечина Ирану, отмечает Смагин.
«Высокий гость приехал, и принимающая сторона была обязана обеспечить его защиту, но это сделать не удалось», — сказал востоковед.
Однако сам выбор цели убийства вызывает вопросы. Ведь Хания был основным переговорщиком по ситуации в Газе. Именно с ним Израиль вел переговоры об освобождении заложников. Теперь весь переговорный процесс наверняка будет сорван.
«Начиная с 2004 года, когда Израиль ликвидировал двух лидеров ХАМАС подряд за один месяц, структура движения выглядит таким образом, что у него нет одного конкретного лидера. Это своего рода коллективный разум из нескольких членов политбюро», — написал эксперт.
После Хании остаются Муса Абу Марзук, Халед Машаль, Басем Наим, Хусам Бадран и другие. Жив и непосредственный организатор нападения на Израиль осенью 2023 года Яхья Синвар, у которого, кстати, были большие разногласия с политическим крылом движения, находящимся за пределами Газы.
Теракт — сильный удар по престижу Ирана
Возможно, истинная цель удара — попытаться спровоцировать Иран на какие-то необдуманные действия именно в тот момент, когда Израиль думает о начале военной операции в Ливане. Кстати, одновременно с убийством Хании Израиль нанес удар и по силам проиранской группировки «Хезболла» в Бейруте. Всю неделю израильские СМИ писали о возможном начале военной операции.
Именно в этот момент Иран снова оказывается в неприятной развилке, когда ему нужно как-то отвечать на удар, но при этом не допустить полномасштабной эскалации, в которой он будет заведомо в проигрышном положении, говорит Смагин. «Нельзя не отвечать», — отмечает он, поскольку нарушена новая красная черта.
В итоге весь регион вновь оказался на грани полномасштабной войны.