Провокация без ответа. Будет ли Иран мстить за убийство физика-ядерщика?

WANA NEWS AGENCY / Reuters

Белый дом начал эвакуацию американских дипломатов из посольства США в Багдаде и других дипломатических объектов в Ираке. В Вашингтоне опасаются, что Тегеран попробует нанести ответный удар после убийства физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, которого называют «отцом иранской ядерной программы». Кроме того, приближается годовщина убийства американскими военными командующего элитного спецподразделения «Аль-Кудс» Касема Сулеймани.

   
   

Эксперты тем временем считают, что, пока в Белом доме остается Дональд Трамп, Ирану следует ожидать новых нападений.

Заочное убийство

Если проехаться сейчас по центральным улицам Тегерана, то повсюду можно увидеть плакаты с «мучеником Фахризаде». Изображений не так много, как после убийства Касема Сулеймани, рассказывает специальный корреспондент ТАСС в Иране Никита Смагин, но на каждом есть надпись «Мученическая смерть Фахризаде сделает Иран сильнее».

Ученый был убит в прошлую пятницу на шоссе в 90 км от иранской столицы весьма экстравагантным способом. Убийц на месте покушения не было: ученого расстреляли из оружия на дистанционном управлении. Ядерщик ехал на своей бронированной машине с тремя автомобилями охраны. В какой-то момент внимание Фахризаде привлекли звуки попадания пуль в машину, которые он принял за столкновение с каким-то препятствием или проблемы с двигателем. Огонь велся из расположенного неподалеку автомобиля Nissan, в котором стояла полностью автоматизированная система управления огнем. Оружием управляли через спутник.

Ученый вылез из машины, после чего сразу попал под пули. Две угодили ему в бок, одна — в спину, из-за чего оказался поврежден спиной мозг ученого. Телохранитель попытался укрыть Фахризаде своим телом, поэтому тоже получил несколько ранений. После покушения автомобиль Nissan взорвался. Охрана немедленно вызвала медицинский вертолет, который эвакуировал ядерщика. Однако спасти его жизнь не удалось.

Это уже пятое покушение на иранских физиков-ядерщиков за последние десять лет. Четыре из них оказались успешными. В Тегеране убеждены, что за каждым из них стоит Израиль. С иранскими властями в кои-то веки согласны и американские СМИ. Сразу несколько изданий со ссылкой на источники в разведке США написали, что за убийством стоял Тель-Авив.

Израильские Telegram-каналы тем временем представили свою — голливудскую — версию произошедшего. Якобы ученого убила группа спецназовцев, которая готовилась к атаке два месяца. Фахризаде, дескать, полуживого вытащили из машины, после чего командир отряда картинно добил его контрольным выстрелом в голову. На официальном же уровне убийство в Израиле не комментируют.

   
   

Будет ли месть?

Опасаясь мести за гибель ученого, вывод своих дипломатов из Ирака инициировали в Вашингтоне. Источники The Washington Post назвали это «временным снижением риска», которое связано в том числе с приближающейся годовщиной убийства генерала Касема Сулеймани, которого взорвали в начале января в Багдаде с помощью беспилотников по приказу Дональда Трампа.

Однако властям в Тегеране сейчас явно не до этого. Там начались разборки между разными политическими силами на тему того, кто из них больше виноват в смерти «отца иранской ядерной физики».

Различные ведомства указывают друг другу, что о подготовке покушения на Фахризаде было известно давно, однако предотвратить его не удалось. «Шпионские и террористические сети были под нашим наблюдением, и мы предвидели место и цель покушения. При большей осторожности и соблюдении протоколов по обеспечению безопасности мы могли предотвратить это преступление», — заявил официальный представитель правительства Ирана Али Рабии.

Между тем иранский парламент проголосовал за наращивание обогащения урана вопреки договоренностям с западными странами. Это решение было с возмущением встречено в президентской администрации. Там считают, что такие действия окончательно похоронят «ядерную сделку», которую можно было бы восстановить после того, как президентом станет Джо Байден.

К слову, сам Байден недавно заявил газете The New York Times, что работающее соглашение, которое контролировало бы ядерные разработки Тегерана, стало бы «лучшим инструментом обеспечения стабильности в регионе».

Состояние цугцванга

«С точки зрения формальной логики самое выгодное для Тегерана — это оставить провокацию без ответа. Практически все значимые мировые силы, включая Россию, Китай, страны ЕС и даже ряд государств Персидского залива, осудили убийство ученого. С имиджевой точки зрения Иран даже выиграл: это не он стремится развязать войну, а сторонние силы хотят втянуть государство и регион в военную конфронтацию. А Джо Байден подтвердил готовность вернуть США в „ядерную сделку“ с Ираном», — считает Никита Смагин.

По его словам, если иранцам удастся сдержаться, то новому президенту США будет гораздо легче обосновать возвращение к соглашению. «Иран можно представить американской и мировой общественности как сдержанное государство, против которого выступают провокаторы, включая ненавистного демократам Трампа», — отмечает эксперт.

Однако это ставит Иран в положение цугцванга, когда любое действие оказывается в той или иной степени невыгодным или даже опасным. Ведь кто бы ни стоял за покушением на Фахризаде, он сейчас может продолжить безнаказанно уничтожать высокопоставленных иранских чиновников, пока противник «ядерной сделки» Дональд Трамп остается в Белом доме. «Среди возможных целей могут быть не только люди, но и ядерные объекты», — говорит Никита Смагин.

А телеканал «Аль-Арабия» тем временем сообщил, что в Ираке на границе с Сирией с дрона был убит один из командиров КСИР. Впрочем, пока эта информация не нашла подтверждения.