Aif.ru разобрал главные итоги уходящего года в политике. Он был богат на громкие события, но лишь некоторые из них вызвали серьёзные изменения в политической картине мира.
Россия взяла Белоруссию под защиту
В четвертьвековой юбилей Союзного государства братская республика попала под российский стратегический зонтик. После обновления ядерной доктрины агрессия против Белоруссии будет расцениваться так же, как аналогичные действия против Российской Федерации. Более того, список вызовов, в ответ на которые Россия считает себя вправе применять ядерное оружие, расширился. Например, туда попала критическая угроза российскому суверенитету. «В обновлённой редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию», — объявил президент России Владимир Путин.
Изменение ядерной доктрины, очевидно, заставило задуматься западных политиков. Многие «ястребы» сбавили обороты яростной риторики.
В этой же канве стоит рассматривать и удар «Орешником» по днепропетровскому заводу «Южмаш». Россия продемонстрировала и свои намерения защищать свои интересы, и уровень технологического развития, и очевидные дыры в западных системах ПВО.
Неизолированная Россия
2024 год наглядно показал, насколько разговоры Запада о международной изоляции России оказались далеки от реальности. Дело дошло до того, что потерявшему в уходящем году легитимность лидеру киевского режима Владимиру Зеленскому пришлось устраивать истерики, напирая на то, что он резко против общения с президентом России кого бы то ни было.
Тридцать пять стран и полдюжины международных организаций, включая ООН, которую представлял лично генсек организации Антониу Гутерриш, — прекрасная иллюстрация этого провала.
Ближневосточный узел
Казалось бы, это невозможно, но ближневосточный клубок запутался ещё сильнее. После прошлогодней атаки ХАМАС Израиль начал кровопролитную операцию в секторе Газа. Когда в конфликт вмешалась Хезболла, ЦАХАЛ ударил по их базам в Ливане, а вскоре досталось и спонсорам движения в Иране. Две страны обменялись ударами, но апофеозом стала самая массовая террористическая акция в истории. Моссад сумел продать в Ливан партию заминированных пейджеров и раций. В середине сентября тысячи устройств были приведены в действие. Две волны взрывов покалечили, по разным данным, от семи до восьми тысяч человек. Погибли 72 человека. Израиль все обвинения отрицает.
Наконец, в ночь на 8 декабря пал режим Башара Ассада. Боевики захватили Дамаск, Ассад сбежал с семьёй в Россию. Под шумок ЦАХАЛ «временно оккупировал» приграничные с Сирией территории. Отдельные страны Евросоюза перестали рассматривать заявления от сирийских беженцев, а некоторые члены ЕС собираются выслать приехавших сирийцев обратно, мол, теперь же у вас всё хорошо, диктатор пал, пора домой. Очевидно, последствия происходящего придётся расхлёбывать как минимум весь следующий год.
Провал правящих партий Запада
Западная политическая система столкнулась с серьёзным кризисом. Пока популярность правых партий растёт, правящие партии и коалиции теряют рейтинг и позиции. На парламентских выборах в Австрии победила правая Партия свободы. Немецкий «светофор», как называют правящую коалицию по цветам партий, сломался. Правительство отправлено в отставку, страну ждут выборы в то время, как популярность Альтернативы для Германии и Союза Сары Вагенкнехт растёт. Ровно такая же ситуация и во Франции с недоверием правительству, внеочередными выборами и популярностью Марин Ле Пен.
«Наметилась тенденция к тому, что в Европе граждане всё чаще и чаще задают вопросы, что происходит, почему они живут всё хуже и из-за каких резонов всё это происходит», — отметил Данилин.
«Граждане отказывают в доверии почти всем лидерам стран, которые активно выступали за поддержку неонацистского террористического режима Зеленского. Кризис правительства Франции постоянный, а Париж — лидер партии войны. Кризис в Британии, когда правительство консерваторов ушло в отставку с рухнувшими рейтингами. Потом правительство лейбористов продолжило активное участие в войне и поддержке откровенный фашистский режим на Украине, и сейчас избиратели и им отказывают в доверии, рейтинги лопнули. Кризис правительства в Германии, так же вызванный поддержкой войны против России и террористического режима. В Румынии выборы вообще случайный человек выиграл только потому, что он выступал за мир. Наступает кризис той машины войны, которая воюет против России. В США произошло восстание американского народа, который проголосовал за политика мира Дональда Трампа, который обещает остановить войну на Украине, остановить балансирование на грани ядерной войны, которое ведёт команда Джо Байдена», — рассказал Марков.
Новая угроза
За минувший год в России вырос уровень террористической угрозы. Киев не гнушается буквально ничем: заказными убийствами, терактами и обстрелами сугубо мирных объектов, вроде пляжа в Севастополе. Более того, если раньше мошенники с Украины лишь «разводили» наших обывателей на деньги, то за пару недель до Нового года по стране прокатилась волна поджогов. Многие лишившиеся сбережений люди в отчаянии зачастую готовы практически на всё, чтобы вернуть свои средства, чем весьма умело пользуются в Киеве. Перед силовиками встали серьёзные вызовы. С одной стороны, им нужно противостоять профессиональным диверсиям, с другой — как-то уберечь легковерных граждан от «вовлечения в противоправную деятельность», как называют в МВД украинские «разводы». Пока никаких действенных механизмов для борьбы со вторым явлением нет. Тысячи статей и роликов на тему «не верьте мошенникам» не несут должного эффекта.
Главное событие года
«Пожалуй, для нашей страны главным событием года стали выборы президента. Они были настолько значимыми, судьбоносными, что люди, понимая это, массово пришли на избирательные участки. Высочайшая явка, которой никогда не было в стране на президентских выборах, огромное количество голосов, поддержавших президента. Это был такой важнейший акт солидарности с лидером и единение вокруг флага, если хотите», — отметил Данилин.
«Президент не вёл кампанию, его конкуренты не вели кампанию, они были согласны, что Путин должен стать президентом, и население полностью согласно было, и избиратели правящей партии, и оппозиции. Поскольку демонтированы были западные структуры влияния, сорвать выборы у них шансов не было», — добавил Марков