Противостояние на старте. Киргизия готовится к президентским выборам

В Киргизии завершаются приготовления к главному политическому событию года — президентским выборам. 15 октября население республики изберет нового главу государства из числа 11 кандидатов, куда входят главы политических объединений, экс-чиновники, экс-премьер-министры, и даже эксперт по региональной безопасности и правозащитница.

   
   

Действующий президент Киргизии Алмазбек Атамбаев в списках отсутствует — по законодательству КР, он не имеет права баллотироваться на второй срок. 

За ходом выборов в республике будут наблюдать 765 международных наблюдателей, в том числе 390 человек от Бюро по демократии и правам человека ОБСЕ, и порядка 200 человек от различных структур СНГ. Также общественные организации и штабы кандидатов предоставят более 1000 человек, которые будут находиться на всех 2 375 участках в Киргизии и следить за нарушениями. Чтобы избежать провокаций и ЧП в день выборов и во время подготовки к ним, сотрудники МВД КР переведены на усиленный вариант несения службы. По данным пресс-службы МВД КР, 15 октября порядок будут обеспечивать около 10 тысяч сотрудников правоохранительных органов, а также 12 тысяч добровольных народных дружинников.

Несмотря на обилие и разнообразие кандидатов, завтрашние выборы для республики по сути представляют борьбу двух из них — представителя партии власти СДПК экс-премьера Сооронбая Жээнбекова и Омурбека Бабанова, главы партии «Республика — Ата-Журт», который ранее также занимал пост премьер-министра. Остальные кандидаты либо примкнули идеологически к кандидатам с большим политическим весом, либо попытались достучаться до избирателей иным путем сквозь толщу обещаний оппонентов, но были не очень услышаны, если верить опросам и социальным сетям.

Программы двух соперников достаточно схожи. И вложились в избирательную кампанию они немало — Бабанов на 200 млн 589 тысяч 866 сомов (2,9 млн долларов), Жээнбеков — 103 млн 400 тысяч сомов (1,5 млн долларов США). Жээнбеков олицетворяет курс президента Атамбаева и старое поколение киргизской политики, а Бабанов представляет собой новые веяния и молодежный взгляд на политическое устройство страны, предлагая реформировать законодательство и общий миропорядок в государстве. Что и стало причиной для раскола общества, тем более что равной и честной политической борьбы между кандидатами не получилось. Так, кандидату Бабанову трижды выносилось предупреждение от ЦИК, в то время, как его оппонент Жээнбеков получил только одно крупное — за привлечение к агитации религиозного деятеля — экс-муфтия Чубака ажы Жалилова, популярного в народе. Против каждого из кандидатов оказалось по внушительному «вбросу», который мог бы повлиять на исход выборов — Жээнбекова обвиняли в связи с религиозно-политическими кругами арабского мира, заинтересованными в радикализации киргизского общества, а Бабанова — в том, что его сторонники якобы готовили беспорядки и госпереворот с помощью криминалитета. Кроме того, по мнению экспертов и наблюдателей, а также движения «За честные выборы», Алмазбек Атамбаев превысил полномочия, говоря о необходимости голосования за «нашего» кандидата, и «...напрямую включился в предвыборную агитацию, поддерживая кандидата от власти», как написали представители движения в своем обращении за два дня до голосования. Несколько раз против Бабанова пытались возбудить уголовное дело благодаря якобы имевшим место подкупам избирателей от его сторонников, и ввозу крупной суммы денег в страну, новости о которых распространялись до официального подтверждения через соцсеть Фейсбук.

Последней попыткой оттянуть голоса у кандидата, составляющего конкуренцию провластному представителю, стала история с поездкой Бабанова в Казахстан и его встречей с лидером республики Нурсултаном Назарбаевым. Встреча пришлась на предвыборную кампанию и отчасти могла быть расценена как элемент агитации за счет использования фотоматериалов с публичным и политическим иностранным деятелем. Наказания Бабанову назначено не было, но встреча значительно охладила киргизско-казахские отношения — МИД КР расценил этот шаг как попытку влияния на итоги выборов в КР, президент Алмазбек Атамбаев же в своей речи 7 октября и вовсе в открытую обвинил Казахстан во вмешательстве в свою внутреннюю политику, а бизнесменов Казахстана в поддержке некоторых кандидатов в президенты финансами. И пообещал «разобраться» с создателями нестабильности в обществе и с соседями после выборов — «если они не очухаются». 

Кроме того, Атамбаев не полетел на саммит ЕАЭС в России, куда вместо него отправился премьер-министр Сапар Исаков — вопреки протоколу. президент пояснил, что не хочет покидать страну, поскольку обстановка перед выборами нестабильна. Тем временем в МИД РК назвали его высказывания «ложью», премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев дважды выступил с опровержением слов киргизского президента и напомнил, что Казахстан никогда не закрывал границ и во всем помогал Киргизии. А вскоре на киргизско-казахской границе был ужесточен пропускной режим. 

   
   

Прохождение границы стало занимать 10-12 часов для граждан и легковушек, фуры же встали в большую очередь. Казахская сторона объяснила меры выборами в соседней стране и спецоперацией КНБ, киргизская сторона начал обустраивать на своей территории приграничья палатки, точки горячего питания и биотуалеты. 

Бизнесмены разного ранга уже несут убытки и просят власти обеих стран сесть за стол переговоров, однако до оглашения итогов выборов это вряд ли станет возможным. Казахская сторона усилила фитосанитарный контроль и штрафует за его несоблюдение и прочие нарушения фуры, оставшиеся в РК, а Киргизия продолжает филиппики в адрес Казахстана. Накануне «дня тишины», 13 октября, Алмазбек Атамбаев, в ходе открытия домов для военнослужащих в Баткене, заявил, что «...нашему народу слишком много пришлось пройти испытаний, нашему народу как минимум 3 тысячи лет и такой народ, у которого такая история, никогда не испугается 3-дневной блокады и никогда, ни за какие деньги, ни под каким-то давлением и угрозами не изберет зарубежных шестерок». При подобной риторике вопрос выстраивания отношений с Астаной у следующего кандидата — кем бы он ни был, будет весьма болезненным.

Правда, вариантов с выбором кандидатуры, у Киргизии, возможно, не будет. 13 октября стало известно, что оппозиционному претенденту на пост в теории угрожает заключение — по обвинению в разжигании межнациональной розни. Вывод о том, что кандидат в президенты якобы занимался подобными призывами, был сделан на основании выступления его в микрорайоне «Амир-Темур» в городе Оше. Неустановленными лицами из видеозаписи выступления была сделана видеонарезка с отрывками, вырванными из контекста и распространенными в соцсетях. После опубликования данных видео в ЦИК на Бабанова пожаловались 19 человек, в том числе и сошедшие с дистанции кандидаты, и, несмотря на опровержение самого Омурбека Бабанова и его штаба, жалобы отправились в ГКНБ и Генпрокуратуру. Последняя, проведя политолого-филологическую экспертизу, обнаружила подлинность видеозаписи и отсутствие монтажа. А также решила, что в выступлении содержатся признаки возбуждения межнациональной вражды, имеются призывы, побуждающие граждан к активному неповиновению представителям власти, что может привести к массовым беспорядкам, а также высказывание, которое может побудить представителей отдельной этнической группы к активным действиям на межнациональной почве. Данный вердикт был передан в ГКНБ, и уже там будет принято решение о судьбе Бабанова. 

Чем закончится для Киргизии подобное противостояние между властью и оппозицией — сказать трудно. Однако благодаря столь явному противостоянию сил и при том, и при другом исходе выборов простым гражданам готовиться к миру не стоит — экспертное сообщество в этом солидарно.

Господин Атамбаев очень опасается потерять влияние и может быть, даже свободу в случае поражения своего фаворита на выборах. Такую перспективу, кажется, он и сам не исключает, если судить по его мужественному обещанию, «я никуда не уеду, это моя страна, пусть меня судят». Но если отнестись серьезно к его грозному обещанию, обращенному не только к казахам, но и к своим, киргизам, — разобраться до 1 декабря с каждым, кто, по его мнению, достоин этого. МИД Казахстана выступил с резким протестом в связи с высказываниями президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.

«Безответственные, провокационные по своей сути и ложные утверждения в предвыборных целях президента Кыргызстана не смогут нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между нашими странами», сказано в заявлении. Надо сказать, щадящее заявление. За «чингизидов» и «слабый дух казахский» могли бы и посла своего из Бишкека отозвать для консультаций. Стоит заметить, что подобного обострения отношений между соседями в ЦА регион не видывал с 2002 года, когда покойный Туркменбаши обвинил соседний Узбекистан в причастности к попытке так называемого покушения на себя любимого. Но ни тогда, ни сейчас Туркмения и Узбекистан не входили в число союзных с Россией государств. В отличие от них Казахстан и Киргизия являются членами ОДКБ и ЕАЭС. И честно говоря, трудно себе представить встречу президентов этих стран в ближайшие времена, если преемником г-на Атамбаева станет его фаворит, господин Жээнбеков. Разве что, ему хватит мужества извиниться публично за своего нынешнего горячечного патрона», — написал в своем блоге на «Эхе Москвы» эксперт по регион, журналист Аркадий Дубнов.

Ему вторит и Андрей Казанцев, главный научный сотрудник, директор Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана (ЦИПЦАА) в МГИМО.

— В целом, в Киргизии возникла вероятность очередной дестабилизации, по типу двух имевших место ранее революций. Дальнейшее ослабление киргизской государственности может пробить «дырку» в коллективной безопасности всех государств ЦА и, шире, Центральной Евразии (включая, Россию, Китай и даже страны ЕС, ведь, например, проходящий через Ош «Северный маршрут» поставки наркотиков из Афганистана идет через Россию далее в Европу). И, на мой взгляд, усилия всех игроков, как внешних, так и внутренних должны быть направлены на то, чтобы появления этой «геополитической черной дыры» не допустить. А пока — все в реальности заняты играми: кто геополитическими, кто межгосударственными, кто внутриполитическими, — пишет он в своем официальном Facebook.

Вторят им и европейские аналитики. Так, в интервью Deutche Welle сотрудница Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) в Берлине Беате Эшмент (Beate Eschment) , считает, что ситуация в Киргизии очень напряженная и вызывающая большую озабоченность, «грозящая шрамами».

— Я не думаю, что после объявления итогов, население выйдет на улицы по причине несправедливых выборов. Но я не исключаю полностью, что, как уже не раз было, те или иные группы населения будут «разогреты» кем-либо из недовольных кандидатов. Далее, я почти уверена, что Алмазбек Атамбаев все же оставит свой пост, и уже гарантированно, что он это сделает, если победит его ставленник. Но, как дело пойдет дальше, после того, как столько было конфликтов, как в тюрьме оказались люди, мне не ясно — разрыв между различными группами политиков тут непросто преодолеть, — говорит она.

Однако политика в Киргизии — непредсказуема, и, возможно, жители республики проголосуют вообще «Против всех» — нарастающее напряжение в обществе оборачивается негативной реакцией против любого кандидата, выбившегося «наверх». Если кандидатура «Против всех» соберет больше всех голосов, значит, в стране пройдут перевыборы, в которых не сможет участвовать никто из 11 финалистов столь шумной предвыборной гонки.